ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2017 года N 319


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 17 ИЮЛЯ 2013 Г. N 224


Правительство Республики Марий Эл постановляет:

Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 июля 2013 года N 224 "О программе "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл на 2013 - 2018 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 17 июля 2013 г., N 17072013040221; 17 ноября 2014 г., N 14112014040481; 5 июля 2016 г., N 04072016040173; 27 марта 2017 г., N 24032017040080, 4 апреля 2017 г., N 31032017040097) следующие изменения:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"О программе "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл и муниципальных учреждениях в Республике Марий Эл на 2013 - 2018 годы";

б) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемую программу "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл и муниципальных учреждениях в Республике Марий Эл на 2013 - 2018 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра социального развития Республики Марий Эл Шуплецову Н.А.";

в) в программе "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл на 2013 - 2018 годы", утвержденной указанным выше постановлением:

наименование изложить в следующей редакции:

"Программа "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл и муниципальных учреждениях в Республике Марий Эл на 2013 - 2018 годы";

паспорт Программы изложить в следующей редакции:


"Паспорт программы "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл и муниципальных учреждениях в Республике Марий Эл на 2013 - 2018 годы"

Наименование Программы

-

программа "Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях Республики Марий Эл и муниципальных учреждениях в Республике Марий Эл на 2013 - 2018 годы"

Основания для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N Пр-240;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2013 г. N 15 "О мерах по реализации Закона Республики Марий Эл "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Руководитель Программы

-

Департамент труда и занятости населения Республики Марий Эл

Основной разработчик Программы

-

Департамент труда и занятости населения Республики Марий Эл

Основные цели Программы

-

сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях Республики Марий Эл и муниципальных учреждениях в Республике Марий Эл, осуществляющих свою деятельность в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, социальное обслуживание населения) и науки (далее - учреждения);

обеспечение соответствия оплаты труда работников учреждений качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

Целевые показатели Программы

-

повышение средней заработной платы в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, социальное обслуживание населения) и науки

Основные задачи Программы

-

совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

развитие кадрового потенциала работников учреждений;

создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Сроки и этапы реализации Программы

-

2013 - 2018 годы, в несколько этапов:

I этап - 2013 год;

II этап - 2014 - 2015 годы;

III этап - 2016 - 2018 годы

Перечень основных мероприятий Программы

-

совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных и стимулирующих выплат) предусматривается путем реализации ряда мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы и науки, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития соответствующих отраслей и меры, обеспечивающие их достижение, в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

Исполнители основных мероприятий Программы

-

Министерство социального развития Республики Марий Эл;

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;

Министерство образования и науки Республики Марий Эл;

Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;

Министерство спорта Республики Марий Эл;

Департамент труда и занятости населения Республики Марий Эл;

государственное бюджетное научное учреждение при Правительстве Республики Марий Эл "Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М.Васильева"

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 8 665,5 млн. рублей, в том числе:

2013 год - 1 908,4 млн. рублей;

2014 год - 1 684,0 млн. рублей;

2015 год - 382,5 млн. рублей;

2016 год - 851,1 млн. рублей;

2017 год - 1 245,2 млн. рублей;

2018 год - 2 594,3 млн. рублей;

в том числе за счет средств:

республиканского бюджета Республики Марий Эл - 6 949,3 млн. рублей, из них:

2013 год - 1 367,5 млн. рублей;

2014 год - 1 538,5 млн. рублей;

2015 год - 401,6 млн. рублей;

2016 год - 762,5 млн. рублей;

2017 год - 1 168,4 млн. рублей;

2018 год - 1 710,8 млн. рублей;

бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл - 1 716,2 млн. рублей, из них:

2013 год - 540,9 млн. рублей;

2014 год - 145,5 млн. рублей;

2015 год - 19,1 млн. рублей;

2016 год - 88,6 млн. рублей;

2017 год - 76,8 млн. рублей;

2018 год - 883,5 млн. рублей.

Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

-

общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет руководитель Программы - Департамент труда и занятости населения Республики Марий Эл

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

увеличение к 2018 году размера средней заработной платы по Республике Марий Эл в 1,4 - 1,5 раза;

поэтапное повышение заработной платы работников учреждений:

доведение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций до средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение оплаты труда педагогических работников организаций дополнительного образования детей, в том числе педагогов учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл;

доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл";


в разделе I:

в абзаце восьмом слова "государственных учреждений социальной сферы Республики Марий Эл" заменить словами "государственных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных учреждений в Республике Марий Эл в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, социальное обслуживание населения)";

в абзаце десятом слова "государственных учреждений" заменить словами "государственных учреждений Республики Марий Эл";

в абзаце одиннадцатом слова "муниципальных учреждений" заменить словами "муниципальных учреждений в Республике Марий Эл";

разделы II - VIII изложить в следующей редакции:


"II. Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных учреждений в Республике Марий Эл


В настоящее время в Республике Марий Эл в отраслях социальной сферы работают свыше 54 тыс. человек, из них большая часть - в сфере образования (26,5 тыс. человек), а также в сферах здравоохранения и социального обслуживания граждан (21,8 тыс. человек), в сфере культуры и спорта (5,8 тыс. человек).

Системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных учреждений в Республике Марий Эл (далее - учреждения) установлены в соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий Эл и постановлениями администраций муниципальных образований в Республике Марий Эл. Данные системы оплаты труда позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждений, повысить эффективность применения стимулирующих выплат.

В 2012 году средняя заработная плата работников учреждений в сфере образования составила 11,9 тыс. рублей, учреждений культуры и спорта - 9,5 тыс. рублей, в сфере здравоохранения и социального обслуживания граждан - 11,1 тыс. рублей.

Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не всем учреждениям.

Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда без указания конкретных измеримых параметров).

В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработной платы, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифных ставок, а также низкая конкурентоспособность учреждений на рынке труда Республики Марий Эл. В результате учреждение увеличивает заработную плату за счет премии вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью стимулирования имеющихся работников.

Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда в целях:

сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по Республике Марий Эл;

устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;

отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников.

С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений.

Финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а для казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой.

Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников этих учреждений. На оплату труда работников учреждений (с учетом результатов их труда) могут также направляться средства, полученные от приносящей доход деятельности. Источником финансового обеспечения оплаты труда работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования.

В связи с этим системы оплаты труда должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, настроены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.

Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития отраслей социальной сферы и науки, являются:

1) создание механизма стимулирования работников учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания государственных (муниципальных) услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг;

2) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) по категориям работников до средней заработной платы в Республике Марий Эл в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

3) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в Республике Марий Эл конкурентоспособных специалистов, сохранение и развитие кадрового потенциала работников учреждений социальной сферы и науки;

4) оптимизация расходов учреждений.


III. Цели и задачи Программы


Настоящая Программа разработана в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечения соответствия оплаты труда работников учреждений качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:

совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

развитие кадрового потенциала работников учреждений;

создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации).

Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:

дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;

установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


IV. Мероприятия Программы


План мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к Программе.

Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных и стимулирующих выплат) предусматривается путем реализации ряда мероприятий. Совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из более полного учета сложности труда работников на основе актуализации:

квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп;

типовых норм труда;

норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;

рекомендуемых органами исполнительной власти Республики Марий Эл для подведомственных учреждений минимальных окладов (должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.

Установление компенсационных выплат осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.

Совершенствование системы стимулирующих выплат осуществляется исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе:

введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;

установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений;

отмены неэффективных стимулирующих выплат;

использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности;

совершенствования системы предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки работников учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»