N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2013 год к 2011 году (процентов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Поголовье молочных коров в хозяйствах всех категорий Ставропольского края | голов | 155850 | 157900 | 159000 | 102,0 |
2. | Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий Ставропольского края | кг | 664,7 | 665,3 | 674,0 | 101,4 |
3. | Удой молока на корову в год в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края | тыс. тонн | 5632 | 6098 | 6150 | 109,2 |
4. | Производство молока на душу населения | кг | 239 | 240 | 279 | 116,7 |
5. | Рентабельность производства молока при государственной поддержке | процентов | 22 | 24 | 25 | - |
6. | Рентабельность производства молока без учета государственной поддержки | процентов | 16 | 20 | 21 | - |
Главными сдерживающими факторами устойчивого развития молочного скотоводства являются:
изношенность основных производственных фондов в молочном скотоводстве;
низкий уровень обеспеченности поголовья молочных коров высококачественными кормами;
низкая обеспеченность в финансовых и инвестиционных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В последние годы потребность молочного скотоводства в кормах удовлетворяется на 70 - 80,0 процента. Расход кормов на одну голову условного крупного рогатого скота в 2009 - 2012 годах в Ставропольском крае составлял 67,4 ц кормовых единиц. В связи с задачей повышения продуктивности поголовья молочных коров возрастает потребность в увеличении объемов производимых кормов и значительном улучшении их качества. Решение этой задачи крайне осложняется низкой обеспеченностью кормозаготовительной техникой и ее значительным износом.
Для поддержания парка кормозаготовительной техники в удовлетворительном состоянии и восполнения ее недостающего количества необходимо, чтобы темпы ее ежегодного обновления опережали темпы выбытия кормозаготовительной техники. Необходимо также приобретать кормозаготовительную технику для освоения прогрессивных кормоуборочных технологий, таких как заготовка зерносенажа, сенажа в упаковке, плющевание зерна с консервированием.
В настоящее время большинство молочно-товарных комплексов (ферм) Ставропольского края не обеспечивает оптимальных условий микроклимата для поголовья молочных коров. Остается низким уровень механизации доения поголовья молочных коров, раздача кормов для них производится на устаревшем оборудовании.
Вышеуказанные проблемы ведут к сокращению поголовья молочных коров и снижению производства молока.
Решение проблем, препятствующих развитию молочного скотоводства, невозможно без реализации комплекса мер государственной поддержки, направленных на увеличение притока инвестиций в молочное скотоводство и повышение эффективности производства молока.
Технологическое и техническое переоснащение существующих молочно-товарных комплексов (ферм) Ставропольского края также позволит решить проблему дефицита кадров работников молочного скотоводства за счет облегчения их труда, повышения его производительности и обеспечения достойного уровня заработной платы.
Без реализации мероприятий Программы целевые индикаторы, предусмотренные Соглашением о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, могут быть не выполнены.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2014 - 2016 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями и сложившиеся под воздействием негативных факторов, а также имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов настоящей Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет собственных или заемных средств;
неблагоприятную рыночную конъюнктуру с поставками товаров и оказанием услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному увеличению цен на молоко и трудностям с его реализацией;
внутренние риски, включающие в себя:
организационные риски, несвоевременную подготовку кадров в области молочного скотоводства;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита) в области молочного скотоводства.
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года", а также с учетом тенденций и опыта оказания государственной поддержки на развитие животноводства в Российской Федерации.
Реализация мероприятий Программы связана с целями и задачами территориального планирования развития Ставропольского края. Схема территориального планирования Ставропольского края утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 05 апреля 2011 года N 116-п "Об утверждении схемы территориального планирования Ставропольского края".
В целях улучшения жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве, Правительством Ставропольского края принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов в области жилищных отношений и модернизации жилищно-коммунального комплекса.