ЗАКОН

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 июня 2015 года N 49-ОЗ


О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Свердловской области

(с изменениями на 30 октября 2024 года)

(в ред. Законов Свердловской области от 21.12.2015 N 166-ОЗ, от 31.05.2017 N 41-ОЗ, от 25.09.2017 N 95-ОЗ, от 26.02.2018 N 8-ОЗ, от 28.05.2018 N 55-ОЗ, от 17.10.2018 N 94-ОЗ, от 06.11.2018 N 115-ОЗ, от 26.03.2019 N 26-ОЗ, от 01.11.2019 N 84-ОЗ, от 16.11.2023 N 114-ОЗ, от 30.10.2024 N 99-ОЗ)



Принят
Законодательным Собранием
Свердловской области
9 июня 2015 года



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящим Законом в соответствии с федеральным законом регулируются отдельные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка на территории Свердловской области (далее - участие граждан в охране общественного порядка), в том числе устанавливаются полномочия высших органов государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка, определяются орган, организующий взаимодействие в указанной сфере, порядок создания и деятельности координирующих штабов, устанавливаются образец и порядок выдачи удостоверения народного дружинника и нарукавной повязки народного дружинника, меры государственной поддержки, которые могут предоставляться народным дружинам, и гарантии социальной защиты народных дружинников и членов их семей.


(в ред. Закона Свердловской области от 17.10.2018 N 94-ОЗ)



Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


1) участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;


2) общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;


3) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;


4) народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины, включенной в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Свердловской области, и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.



Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовой основой участия граждан в охране общественного порядка являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Свердловской области, иные нормативные правовые акты Свердловской области и муниципальные нормативные правовые акты.



Статья 4. Полномочия высших органов государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка


1. Законодательное Собрание Свердловской области:


1) принимает законы Свердловской области, регулирующие отдельные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка;


2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Свердловской области, регулирующих отдельные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка;


3) проводит депутатские слушания по вопросам участия граждан в охране общественного порядка;


4) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области.


2. Губернатор Свердловской области:


1) определяет в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области приоритеты финансирования мероприятий в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка;


(в ред. Закона Свердловской области от 25.09.2017 N 95-ОЗ)


2) организует исполнение законов Свердловской области, регулирующих отдельные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка;


3) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Свердловской области.


3. Правительство Свердловской области:


1) обеспечивает исполнение законов Свердловской области, регулирующих отдельные отношения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка;


2) организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка;


3) утверждает порядок изготовления и хранения бланков удостоверений народных дружинников и нарукавных повязок народных дружинников, их передачи главам расположенных на территории Свердловской области поселений и городских округов, на территории которых созданы народные дружины, уничтожения удостоверений народных дружинников и нарукавных повязок народных дружинников;


(в ред. Закона Свердловской области от 31.05.2017 N 41-ОЗ)


4) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка, утверждает положение о нем;


5) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области.



Статья 5. Организация взаимодействия в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка


(в ред. Закона Свердловской области от 17.10.2018 N 94-ОЗ)


Организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и народными дружинами в сфере обеспечения участия граждан в охране общественного порядка осуществляется межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в Свердловской области, созданной Губернатором Свердловской области.



Статья 6. Деятельность органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка


1. Органы местного самоуправления поселений и городских округов, на территории которых созданы народные дружины, в соответствии с федеральным законом:


1) согласовывают избрание членами народных дружин командиров народных дружин, согласовывают назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ;


2) согласовывают планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников;


3) принимают совместно с народными дружинами, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту создания народных дружин, иными правоохранительными органами по месту создания народных дружин решения, определяющие порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами;


4) размещают на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;


5) осуществляют другие установленные федеральным законом полномочия по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.


Органы местного самоуправления поселений и городских округов, на территории которых созданы народные дружины, в соответствии с федеральным законом могут:


1) создавать координирующие штабы в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин в соответствии со статьей 7 настоящего Закона;


2) выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности;


3) осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников за счет средств местных бюджетов;


4) осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка;


(в ред. Закона Свердловской области от 26.02.2018 N 8-ОЗ)


5) предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории соответствующего поселения или городского округа;


6) устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.


(в ред. Закона Свердловской области от 26.02.2018 N 8-ОЗ)


2. В соответствии с федеральным законом границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом поселения или городского округа.


3. Подписание удостоверений народных дружинников и передача подписанных удостоверений народных дружинников и нарукавных повязок народных дружинников для вручения командиру народной дружины осуществляется главой поселения или городского округа, на территории которого создана народная дружина.



Статья 7. Координирующие штабы


1. Координирующие штабы создаются местными администрациями поселений и городских округов, на территории которых созданы народные дружины, в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин.


2. Состав координирующих штабов определяется местными администрациями поселений и городских округов, на территории которых созданы народные дружины, по предложениям территориальных органов внутренних дел (полиции) по месту создания народных дружин и иных территориальных правоохранительных органов по месту создания народных дружин, а также по предложениям народных дружин.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»