Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (утратил силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 413-п)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики автономного округа является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа.

Развитие и модернизация сфер образования и молодежной политики автономного округа является необходимым условием для формирования инновационной экономики автономного округа и осуществляется на основании:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп.

Также развитие и модернизация указанной сферы осуществляется в соответствии с концептуальными правовыми актами:

Инициативой Президента Российской Федерации, объявленной 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами Президиума Государственного Совета Российской Федерации - "Приоритетный национальный проект "Образование";

Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271;

Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р;

Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61;

Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.

Профессиональное образование традиционно является основным источником формирования квалифицированных кадров для региональной экономики. Ежегодно за счет средств бюджета автономного округа принимаются на обучение по основным программам профессионального образования всех уровней 7,5 тысяч жителей автономного округа. Мероприятия последних лет по модернизации системы профессионального образования автономного округа были направлены на:

оптимизацию сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, создание ресурсных центров;

открытие подготовки по новым образовательным программам, соответствующим потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы автономного округа;

разработку и формирование государственного задания по подготовке рабочих кадров и специалистов на основе результатов исследования рынка труда регионального и муниципального уровней;

совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих потребностям рынка труда;

переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования.

Ключевым аспектом модернизации системы профессионального образования стала отработка нового формата взаимодействия с работодателями, развитие отношений частно-государственного партнерства. Во всех учреждениях профессионального образования, подведомственных Депобразования и молодежи Югры (3 учреждения начального, 17 учреждений среднего, 3 учреждения высшего профессионального образования), и 2 федеральных организациях высшего образования (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Югорский государственный университет" и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижневартовский государственный университет") работают Центры содействия трудоустройству выпускников, обеспечивающие мониторинг ситуации. В отношении 6 учреждений профессионального образования установлен статус ресурсного центра. На базе указанных центров 3,5 тысячи человек прошли профессиональную подготовку по рабочим профессиям.

Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития автономного округа специальностей: образование, здравоохранение, транспорт, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, коммунальные услуги, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство. Перечисленные отрасли составляют 84% от общей потребности региональной экономики в квалифицированных рабочих и специалистах. Результатом совершенствования системы профессионального образования с учетом потребности в рабочей силе экономики автономного округа стало снижение доли незанятых выпускников 2012 года до 1,2% (в 2011 году - 2,4%).

С целью успешной реализации научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования создано 18 малых инновационных предприятий, лидером является Государственное учреждение высшего профессионального образования "Сургутский государственный университет". Суммарный годовой объем отгруженного инновационного продукта таких предприятий составляет, в среднем, 400 тысяч рублей, при количестве работников 2 человека.

Государственным приоритетом в дошкольном образовании сегодня является обеспечение 100% доступности дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

За последние 3 года увеличен контингент дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп общеобразовательных учреждений с 71,3 тысяч человек в 2009 году до 79,9 тысяч человек в 2012 году.

В течение 3 лет в автономном округе планируется полная ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет. С 2011 года приняты меры по развитию рынка услуг дошкольного образования, которые направлены на развитие вариативных форм: группы кратковременного пребывания, дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, ведомственные детские сады, различные негосударственные учреждения. В 2012 году на 4,4% произошло увеличение охвата детей вариативными формами по сравнению с 2011 годом - с 13,7 тысяч человек до 14,3 тысяч человек.

К решению этой задачи по повышению охвата дошкольным образованием на конкурсной основе привлекаются субъекты малого предпринимательства. По итогам конкурса 2012 года 59 претендентов, в том числе 10 индивидуальных предпринимателей, получили поддержку в размере от 210 до 700 тысяч рублей на развитие деятельности по созданию вариативных форм дошкольного образования. За счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету автономного округа на модернизацию регионально-муниципальных систем дошкольного образования в размере 16356,0 тысяч рублей введено 564 дополнительных места, оснащенного оборудованием, в том числе 140 мест - индивидуальными предпринимателями.

В сфере общего образования проведена масштабная модернизация, а именно:

оптимизация сети учреждений, оснащение их оборудованием, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты: