ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2014 года N 3-П

О Государственной программе Челябинской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Челябинской области на 2014 - 2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра"

(в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 16.12.2014 N 685-2-П, от 24.04.2015 N 211-П, от 04.08.2015 N 381-П, от 16.12.2015 N 630-П, от 04.03.2016 N 88-П, от 28.04.2016 N 223-П, от 20.07.2016 N 355-П)


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Челябинской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Челябинской области на 2014 - 2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Председатель
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 5 февраля 2014 года N 3-П

Государственная программа Челябинской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Челябинской области на 2014 - 2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра"

  (в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 16.12.2014 N 685-2-П, от 24.04.2015 N 211-П, от 04.08.2015 N 381-П, от 16.12.2015 N 630-П, от 04.03.2016 N 88-П, от 28.04.2016 N 223-П, от 20.07.2016 N 355-П)


 Паспорт Государственной программы Челябинской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Челябинской области на 2014 - 2016 годы в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 04.08.2015 N 381-П)

Основные цели государственной программы

-

улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи матерям и детям Челябинской области;

снижение материнской и младенческой смертности

Основные задачи государственной программы

-

строительство перинатального центра;

подготовка и переподготовка медицинских кадров для работы в перинатальном центре;

совершенствование территориальной модели оказания акушерской и неонатологической помощи;

повышение эффективности перинатальной помощи и снижение материнской и младенческой смертности

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

введение в эксплуатацию перинатального центра;

показатель материнской смертности;

показатель младенческой смертности;

доля детей с врожденными пороками развития в структуре младенческой смертности;

доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами;

доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа беременных женщин, поставленных на учет в первом триместре беременности;

выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре от числа родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре;

показатель ранней неонатальной смертности

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2014 - 2016 годах в три этапа:

I этап - февраль 2014 года - июль 2014 года - организационный;

II этап - август 2014 года - май 2016 года - строительство перинатального центра; реализация программы подготовки и переподготовки медицинских кадров;

III этап - июнь - сентябрь 2016 года - ввод в эксплуатацию перинатального центра и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в перинатальном центре

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2014 - 2016 годах за счет средств субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее именуется - ФФОМС), средств областного бюджета.

Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2014 - 2016 годах составит 3141839,2 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 1070342,6 тыс. рублей, из них за счет:

средств ФФОМС - 936821,1 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств на 1 января 2015 года, образовавшихся в областном бюджете и бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее именуется - ТФОМС) в результате неполного использования в 2014 году и предоставленных в 2015 году из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение государственной программы на 2014 - 2016 годы;

средств областного бюджета - 133521,5 тыс. рублей (в соответствии с оплаченными объемами выполненных работ по контрактам на проектирование, строительство, эксплуатацию и ввод перинатального центра);

в 2015 году - 1224869,0 тыс. рублей, из них за счет:

средств ФФОМС - 936821,0 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств на 1 января 2016 года, образовавшихся в областном бюджете и бюджете ТФОМС в результате неполного использования в 2015 году и предоставленных в 2016 году из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение государственной программы на 2014 - 2016 годы;

средств областного бюджета - 288048,0 тыс. рублей (в соответствии с оплаченными объемами выполненных работ по контрактам на проектирование, строительство, эксплуатацию и ввод перинатального центра);

в 2016 году - 846627,6 тыс. рублей за счет средств областного бюджета

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 20.07.2016 N 355-П)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

ввод в эксплуатацию перинатального центра;

снижение показателя материнской смертности до 14,6 случая на 100000 детей, родившихся живыми;

снижение показателя младенческой смертности до 7,8 случая на 1000 детей, родившихся живыми;

снижение доли детей с врожденными пороками развития в структуре младенческой смертности до 17,1 процента;

увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами до 60 процентов;

увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа беременных женщин, поставленных на учет в первом триместре беременности, до 55 процентов;

увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре до 74,5 процента от числа родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре;

снижение показателя ранней неонатальной смертности до 3,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. Характеристика акушерской службы в Челябинской области.

За последние пять лет в Челябинской области отмечается четкая динамика снижения общей численности женского населения, в том числе женщин фертильного возраста: количество женщин сократилось на 8049 человек и составило к началу 2013 года 1890289 человек, в том числе женщин фертильного возраста уменьшилось на 83460 человек и составило - 873029 человек.

Благодаря реализуемым социальным мероприятиям, направленным на улучшение демографической ситуации, поддержке материнства и детства в последние годы появилась положительная динамика естественного прироста населения в Челябинской области. Впервые за многие годы рождаемость превысила смертность (таблица 1).

Таблица 1


 Демографическая ситуация в Челябинской области в течение 2005 - 2012 годов

Годы

Единицы измерения

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Рождаемость

случаев на 1000 населения

10,4

10,7

11,6

12,9

13,0

13,3

13,6

14,3

Смертность

случаев на 1000 населения

16,4

15,4

14,9

15,0

14,3

14,3

14,2

14,2


При общей тенденции к снижению численности детей с 2008 года отмечается рост количества детей от 0 до 14 лет преимущественно за счет детей в возрасте до 1 года, однако по-прежнему снижается численность подростков.

Несмотря на снижение репродуктивного потенциала (снизилось число женщин фертильного возраста и подростков), количество родов в Челябинской области за пять лет увеличилось на 11 процентов (с 43212 родов до 47969 родов в 2012 году). Только за 2012 год в Челябинской области родилось детей на 5,2 процента больше, чем в 2011 году (в 2012 году - 48154 детей, в 2011 году - 45784 детей).

Медицинская помощь женщинам Челябинской области оказывается в 44 акушерских стационарах, из которых 6 - самостоятельные родильные дома.

В Челябинской области организована трехуровневая система оказания медицинской помощи в учреждениях родовспоможения. Первый уровень представлен 21 учреждением родовспоможения первой группы.

Второй уровень представлен 3 межрайонными родильными домами, 3 межрайонными перинатальными центрами и 15 учреждениями родовспоможения второй группы, два из которых являются специализированными родильными домами по сердечно-сосудистой патологии и сахарному диабету.

Третий уровень системы представлен двумя учреждениями родовспоможения: Клиникой государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Клиника ЮУГМУ МЗ РФ) и государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областной перинатальный центр" (далее именуется - ГБУЗ ОПЦ).

С 2010 года в Челябинской области основной задачей службы родовспоможения является формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и их новорожденным детям. В рамках программы модернизации здравоохранения Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 313-П "Об областной целевой Программе модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 годы" (далее именуется - Программа модернизации здравоохранения), расширилась сеть учреждений второй группы путем укрепления сети межрайонных перинатальных центров. Проведен капитальный ремонт и оснащение в ряде межмуниципальных учреждений второй и третьей групп.

Результатом этой работы стало: увеличение количества акушерских коек учреждений родовспоможения второй группы с 1166 коек до 1315 коек (+149); уменьшение числа коек учреждений родовспоможения первой группы с 336 коек до 235 коек (-101). Одновременно с этим общая коечная мощность учреждений третьей группы не изменилась.

Характеристика акушерского коечного фонда приведена в таблице 2.



Таблица 2

Профиль коек

Количество коек в учреждениях родовспоможения

Прочие медицинские организации

Всего коек

учреждения первой группы

учреждения второй группы

учреждения третьей группы

родильные дома

в том числе межрайонные перинатальные центры

Патологии беременности

146

698

143

127

971

Для беременных и рожениц

89

617

131

113

819

Реанимационные и интенсивной терапии для новорожденных

80

21

15

42

137

Патологии новорожденных и недоношенных детей

108

108

10

203

321


Таким образом, обеспеченность акушерскими койками на 10000 женщин фертильного возраста в учреждениях родовспоможения в 2012 году в Челябинской области составила:

акушерскими койками - 21,7 койки на 10000 женщин фертильного возраста (в Российской Федерации в 2012 году - 20,8 койки на 10000 женщин фертильного возраста);

койками отделения патологии беременности (далее именуется - ОПБ) - 12 коек на 10000 женщин фертильного возраста (в Российской Федерации в 2012 году - 10 коек на 10000 женщин фертильного возраста);

койками для беременных и рожениц - 9,7 койки на 10000 женщин фертильного возраста (в Российской Федерации в 2012 году - 10,8 койки на 10000 женщин фертильного возраста).

2. Система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным.

В связи с вступлением в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (далее именуется - Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология") на территории Челябинской области приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 03.07.2013 года N 1030 "Об оказании медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовый период на территории Челябинской области" утверждена система оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, послеродовый период.

Оказание медицинской помощи в акушерских стационарах всех групп проводится в соответствии с методическим письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июля 2011 года N 15-4/10/2-6796 "Об организации работы службы родовспоможения в условиях внедрения современных перинатальных технологий".

В Челябинской области организована трехуровневая система организации пренатальной диагностики:

I уровень - кабинеты пренатальной диагностики женских консультаций, где проводят внескрининговые исследования плода и третий ультразвуковой скрининг во время беременности;

II уровень - 18 межрайонных отделений пренатальной диагностики, где проводят скрининговые исследования в I и II триместре беременности, в 7 из которых проводят скрининг в I триместре беременности для беременных женщин на всей территории Челябинской области, включающий биохимический скрининг и математическую оценку состояния плода с использованием программного комплекса "Astraia";

III уровень - отделение ультразвуковой диагностики ГБУЗ ОПЦ, проводит экспертное ультразвуковое исследование при подозрении на врожденные пороки развития (далее именуется - ВПР) у плода или подозрении на хромосомную патологию, где осуществляют инвазивную пренатальную диагностику.

Благодаря отработанной трехуровневой системе пренатальной диагностики количество недиагностированных врожденных пороков развития у плода за последние 5 лет снизилось более чем в 2 раза, с 23,8 процента в 2008 году до 11,4 процента в 2012 году. Поздняя диагностика ВПР плода имела место в 18,6 процента случаев. Эффективная диагностика ВПР составила 70 процентов.

С июня 2012 года в структуре ультразвукового отделения ГБУЗ ОПЦ развернуто подразделение "клиника одного дня" - отделение для проведения экспертного ультразвукового обследования для уточнения выявленной патологии плода в I триместре беременности с проведением биохимического скрининга и расчетом генетических рисков по программе "Astraia". После уточнения диагноза проводится консультация генетика и по показаниям - инвазивная пренатальная диагностика.

На базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее именуется - ГБУЗ ЧОКБ) организовано отделение санитарной авиации (согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 года N 6 "Об утверждении Положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре". При возникновении клинической ситуации, угрожающей жизни беременной женщины, роженицы или родильницы, на любом уровне оказания медицинской помощи специалист, оказывающий первую медицинскую помощь, после оценки тяжести состояния беременной женщины, роженицы или родильницы и установления предварительного диагноза для согласования объема медицинской помощи вызывает ургентного акушера-гинеколога и анестезиолога-реаниматолога (далее именуется - анестезиолого-реанимационная акушерская бригада) с помощью санитарной авиации ГБУЗ ЧОКБ. Также о ситуации сообщается главному внештатному специалисту акушеру-гинекологу Министерства здравоохранения Челябинской области и/или заместителю управления организации медицинской помощи детям и матерям Министерства здравоохранения Челябинской области.

Анестезиолого-реанимационная акушерская бригада ГБУЗ ЧОКБ направляется для оказания специализированной анестезиолого-реанимационной помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам с тяжелой акушерской и соматической патологией, находящимся на лечении в учреждениях родовспоможения первой или второй группы, оказывающих специализированную медицинскую помощь, а также для транспортировки женщин, нуждающихся в интенсивной терапии в период беременности, родов и в послеродовый период, в специализированные учреждения здравоохранения или учреждения родовспоможения третьей группы (только в случае отсутствия противопоказаний к транспортировке).

Учитывая, что ГБУЗ ОПЦ - самостоятельная медицинская организация в удалении от многопрофильного стационара, где нет централизации при обследовании и наблюдении беременных с соматической патологией, требуется много времени, чтобы проконсультировать пациентку у смежных специалистов (эндокринолог, кардиолог, невропатолог и другие специалисты).

3. Система оказания помощи новорожденным.

Всего в Челябинской области в 2011 - 2012 годах коечный фонд для новорожденных составил 1266 коек (таблица 3).



Таблица 3

Профиль коек

Учреждения родовспоможения

В детских медицинских организациях и детских отделениях

Всего

первой группы

второй группы

третьей группы

Для новорожденных

для новорожденных, всего

92 койки

602 койки

114 коек

0 коек

808 коек

из них коек "мать и дитя"

92 койки

562 койки

114 коек

0 коек

768 коек

Реанимационные для новорожденных

0 коек

80 коек

15 коек

42 койки

137 коек

Патологии новорожденных и недоношенных детей

0 коек

108 коек

10 коек

203 койки

321 койка

Всего коек для новорожденных

92 койки

790 коек

139 коек

245 коек

1266 коек

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»