Развитие сферы торговли на территории Пензенской области, является одним из условий для комплексного и эффективного решения на уровне региона задач экономического, социального характера, развития торговой отрасли, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка Пензенской области, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли, создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Пензенской области и обеспечивающей дистрибуцию для производителей и максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных товарах (физическая, ценовая доступность товаров), обеспечение высокого качества торгового обслуживания.
Концепция развития торговли на территории Пензенской области на 2011 - 2026 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями).
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, от 23.09.2022 N 681-рП)
При написании Концепции использованы материалы проведенного мониторинга и анализа развития торговой отрасли на территории Пензенской области, соседних с регионом областей, республик, входящих в состав Приволжского федерального округа и в целом Российской Федерации. Необходимо отметить, что проблемы развития торговли в основном характерны для всех исследованных субъектов, с незначительными особенностями, вызванными географическим месторасположением, климатическими условиями, национальными предпочтениями и интересами.
Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении роста уровня жизни населения. Развитие сектора торговли способно оказывать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализуется данная функция, как правило, через два механизма:
- влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти;
- снижение удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и по доступным ценам. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе.
Развитая торговля, предъявляя необходимые стандарты качества к поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения. Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю.
Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.
Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни региона и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, продовольственную безопасность и здоровье населения Пензенской области.
Задачами в рамках реализации Концепции будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей в сложившихся экономических условиях.