Обеспечение жилищных прав граждан не может быть реализовано только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов строительной деятельности. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
По данным управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории города Калининграда состояло:
- в 2009 году - 20232 гражданина (семьи);
- в 2010 году - 20337 граждан (семей);
- в 2011 году - 19194 гражданина (семьи);
- в 2012 году - 18984 гражданина (семьи);
- в 2013 году - 18714 граждан (семей).
После вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.) органы местного самоуправления вправе осуществлять прием на учет нуждающихся в жилых помещениях только малоимущих граждан (в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма), поэтому в указанное число не включена часть молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, но не являющихся малоимущими.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России. Так, в период 2009-2010 годов оказание помощи молодым семьям города Калининграда осуществлялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде" на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 25.09.2008 N 1534. В период 2011-2013 годов помощь молодым семьям в приобретении жилого помещения или строительстве индивидуального жилого дома предоставлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 31.05.2011 N 908. Основным результатом реализации вышеуказанных Программ стало создание системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы с участием средств федерального бюджета.
Как показывают социологические исследования, нерешенная жилищная проблема семьи становится основным фактором отказа от рождения второго и последующих детей, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, в отсутствие перспектив получения жилья возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы пролонгировала действие уже созданных механизмов государственной поддержки отдельных категорий граждан в приобретении (строительстве) жилья и предусматривает формирование ряда новых мер, направленных на создание условий для возникновения рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Возросшее доверие к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы подтверждается возрастающим с каждым годом числом молодых семей, желающих участвовать в ней. Так, в период 2011-2013 годов изъявили желание участвовать в федеральной подпрограмме 456 молодых калининградских семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
- в 2011 году - 165 молодых семей;
- в 2012 году - 65 молодых семей;
- в 2013 году - 226 молодых семей.
По состоянию на 1 сентября 2013 г. с использованием средств социальной выплаты (в том числе дополнительной социальной выплаты на рождение детей) на общую сумму 137716,3 тыс. рублей приобрели жилые помещения 218 молодых семей (в 2011 году - 69 семей на сумму 45133,3 тыс. рублей; в 2012 году - 134 семьи на сумму 83511,0 тыс. рублей; в первом полугодии 2013 года - 15 семей на сумму 9072,0 тыс. рублей). Из них дополнительные социальные выплаты в связи с рождением ребенка получили 5 семей на сумму 495,0 тыс. рублей (в 2011 году - 1 семья на сумму 81,0 тыс. рублей; в 2012 году - 4 семьи на сумму 414,0 тыс. рублей).
Актуальность проблемы улучшения жилищных условий молодых семей определяется недостаточной доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов, в особенности для молодых семей. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи являются в основном приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов является для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Потребность в улучшении жилищных условий жителей Калининграда и при этом достаточно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обусловливает необходимость принятия мер государственной поддержки.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы становится основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, влияет на улучшение демографической ситуации в городе Калининграде, позволяет сформировать экономически активный слой населения.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
- является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей, в том числе многодетных;
- носит межведомственный характер и сложна в решении без участия федерального центра;
- не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
- носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению жилищного вопроса сопряжено с рядом макроэкономических, финансовых и иных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач Программы.
К таким рискам следует отнести:
- возможность снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита;
- недостаточную гибкость, а также длительность процедур внесения в региональные и федеральные нормативные правовые акты корректировок, учитывающих изменение объемов финансирования из средств бюджетов;