ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 года N 691-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2015 N 593-п)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 679-п.
____________________________________________________________________
1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Основные направления развития имущественных отношений" до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2015 N 593-п)
Государственный заказчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Дата и номер принятия правового акта о разработке государственной программы Тюменской области | Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 698-рп "О разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Дата и номер нормативного правового акта об утверждении государственной программы Тюменской области | Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 691-п |
Государственный заказчик государственной программы Тюменской области | Департамент имущественных отношений Тюменской области |
Разработчик государственной программы Тюменской области | Департамент имущественных отношений Тюменской области |
Цель государственной программы Тюменской области | Содействовать социально-экономическому развитию области путем повышения эффективности управления государственным имуществом |
Задачи государственной программы Тюменской области | 1.1. Учет государственного имущества Тюменской области 1.2. Эффективное распоряжение государственным имуществом Тюменской области |
Сроки реализации государственной программы Тюменской области | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы Тюменской области (с разбивкой по годам) | Финансирование осуществляется из областного бюджета. Общий объем финансирования - 6 178 624,0 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2015 год - 4 192 136,5 тыс. рублей; 2016 год - 788 633,1 тыс. рублей; 2017 год - 299 463,6 тыс. рублей; 2018 год - 299 463,6 тыс. рублей; 2019 год - 299 463,6 тыс. рублей; 2020 год - 299 463,6 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы Тюменской области | К 2020 году планируется достичь следующего результата по показателю цели государственной программы: доля площади объектов нежилого фонда, переданных в пользование (хозяйственное ведение, оперативное управление, аренда и т.д.), в общей площади объектов нежилого фонда, находящихся в собственности Тюменской области (за исключением линейных объектов и объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, земельных участков, объектов, приобретаемых в рамках ОЦП "Сотрудничество") - 88,6% |
Основными направлениями управления государственной собственностью является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности.
Тюменская область, как собственник, устанавливает на основе федерального законодательства определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности.
По смыслу статей 71 - 73 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации относится к ведению соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться:
- имущество, необходимое для осуществления субъектом Российской Федерации возложенных на него полномочий;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Статья 26.12 вышеназванного Закона раскрывает понятие "управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации":
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с Конституцией (Уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
3. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" регулируются отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения объектами, находящимися в собственности Тюменской области, определяются полномочия и взаимоотношения органов государственной власти Тюменской области в данной сфере.
Управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации осуществляется для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на территории субъекта Российской Федерации, а также обеспечения реализации полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Для эффективного управления собственностью используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Анализ процесса управления государственной собственностью Тюменской области позволил выявить определенные позитивные тенденции.
Сокращение количества унитарных предприятий Тюменской области, снижение расходов на их содержание и улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий
Деятельность балансовой комиссии по рассмотрению деятельности государственных унитарных предприятий, созданной при Департаменте имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент), способствовала снижению числа государственных предприятий Тюменской области при росте выполняемых ими функций. В большинстве оставшихся предприятий наметилась тенденция к росту эффективности их деятельности, в том числе росту рентабельности, увеличению прибыли.
Количество государственных унитарных предприятий Тюменской области сократилось с 49 в 2004 году до 37 в 2005 году, в 2006 - до 26, в 2007 - до 22, в 2008 - до 21, в 2009 - до 17. В связи с тем, что на базе филиалов ГП ТО "Тюменьлесхоз", в целях оптимизации расходов и снижения налогового бремени, создано 10 государственных предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, а 4 предприятия получили свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ (ГП ТО "Облпассажиравтотранс", ГУП ТО "Совхоз "Шевыринский", ГУП ТО "Тюменьспиртпром", "Региональное агентство по регулированию продовольственного рынка"), количество государственных предприятий Тюменской области в 2010 году составило 23. Количество государственных унитарных предприятий на 01.01.2012 - 19 предприятий, на 01.01.2013 - 17 предприятий. По состоянию на 01.01.2014 в собственности Тюменской области находилось 15 государственных унитарных предприятий. В 2014 году завершена процедура ликвидации 11 ГУП ТО (лесхозы), а также принято из муниципальной собственности в собственность Тюменской области ГП ТО "Комтех". Таким образом, по состоянию на 01.01.2015 в собственности области находятся 5 государственных унитарных предприятий.
Сокращение доли участия Тюменской области в хозяйственных обществах и снижение затрат на управление пакетами акций, находящимися в собственности области
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - это один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
В собственности Тюменской области находились пакеты акций, долей хозяйственных обществ:
По состоянию на 01.01.2015 в собственности Тюменской области находятся акции (доли в уставном капитале) 29 хозяйственных обществ, в том числе:
- до 25% (включительно) - 6 обществ;
- от 25 до 50% (включительно) - 2 общества;
- от 50 до 100% - 6 обществ;
- 100% - 15 обществ.
Прогнозный план приватизации имущества области формируется ежегодно, в него включаются пакеты акций, не имеющие значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, а также пакеты акций, не приносящие дивидендов.
Приобретение в собственность области и вовлечение в хозяйственный оборот объектов, необходимых для выполнения государственных функций.
Право собственности Тюменской области регистрируется в текущем порядке. За период 2004 - 2014 гг. зарегистрировано право собственности Тюменской области на 24 842 объекта недвижимости, в том числе по годам:
За 2014 год зарегистрировано право собственности Тюменской области и получены свидетельства на 2 014 объектов недвижимого имущества, в том числе на 308 земельных участков.
Активизация процесса формирования областной собственности путем разграничения собственности
Разграничение собственности, в том числе передача унитарных предприятий и учреждений Тюменской области, иных объектов, необходимых для решения вопросов местного значения, из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность и передаче предприятий, учреждений и иных объектов, необходимых для решения вопросов областного значения, из муниципальной собственности в областную, служит основой для формирования бюджетов всех уровней.
За 2014 год:
из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность передано 161 697 единиц имущества;
из муниципальной собственности муниципальных образований в государственную собственность Тюменской области передано 262 объекта имущества;
из государственной собственности Тюменской области в федеральную собственность передано 1 560 единиц движимого имущества;
из федеральной собственности в государственную собственность Тюменской области передано 11 объектов недвижимого имущества.
Совершенствование структуры государственной собственности Тюменской области путем приватизации государственного имущества
На данном этапе приватизации основными направлениями деятельности являются:
- оптимизация структуры государственной собственности Тюменской области, в том числе сокращение количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, пакетов акций обществ, необходимость участия Тюменской области в которых отсутствует;
- повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности области и планирования доходов от ее использования.
Сокращение прямого участия государственных органов в хозяйственной деятельности, в частности, сокращения числа предприятий, подведомственных государственным органам, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательства