N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2013 год к 2011 году (процентов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края | голов | 116300 | 121000 | 135000 | 116,1 |
2. | Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, всего: | голов | 42356 | 46035 | 48100 | 113,6 |
в том числе | ||||||
маточное поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края | 16860 | 19025 | 19363 | 114,8 | ||
3. | Поголовье помесного крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, всего: | голов | 4936 | 7935 | 9400 | 190,4 |
в том числе | ||||||
маточное поголовье помесного крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края | 2095 | 3533 | 3970 | 189,5 | ||
4. | Валовое производство говядины в живом весе во всех категориях хозяйств Ставропольского края | тонн | 61100 | 55600 | 56300 | 92,1 |
5. | Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края | тонн | 8700 | 10000 | 10800 | 124,1 |
6. | Валовое производство говядины на душу населения в живом весе | килограмм | 21,8 | 19,9 | 20,1 | 92,2, |
7. | Рентабельность производства говядины при государственной поддержке | процентов | - 27,6 | - 28,8 | - 26,8 | - |
8. | Рентабельность производства говядины без государственной поддержки | процентов | - 30,0 | - 31,0 | - 28,0 | - |
Ставропольский край располагает всеми необходимыми предпосылками для развития мясного скотоводства (наличие естественных пастбищ, практический опыт применения малозатратных пастбищных технологий ведения мясного скотоводства с учетом природно-климатических условий, наличие ресурсного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород).
Главными препятствиями для реализации имеющегося в Ставропольском крае потенциала устойчивого развития мясного скотоводства являются:
незначительная доля поголовья мясных коров от общего поголовья коров во всех категориях хозяйств (20,0 процента) затрудняет развитие мясного скотоводства;
использование экстенсивных технологий производства говядины в Ставропольском крае;
низкая продуктивность кормовых угодий и недостаточная база для производства кормов, особенно в восточных районах Ставропольского края;
недостаточный уровень государственной поддержки в мясном скотоводстве, который возмещает сельскохозяйственным товаропроизводителям Ставропольского края не более 8,0 процента затрат;
отсутствие спроса у мясоперерабатывающих предприятий Ставропольского края, отдающих предпочтение более дешевой импортной продукции, что приводит к низким закупочным ценам на отечественное сырье;
экономические отношения в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающие предприятия - торговля" недостаточно урегулированы, в результате чего на долю ферм, имеющихся в мясном скотоводстве, приходится не более 20,0 процента от розничных цен на говядину.
Недостаточная экономическая эффективность мясного скотоводства в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями:
среднесуточные привесы молодняка крупного рогатого скота на откорме 410 - 420 грамм вместо планируемых 900 - 1200 грамм;
средняя живая масса молодняка крупного рогатого скота при реализации 374 - 410 килограмм вместо планируемых 450 - 500 килограмм.
Без реализации мероприятий Программы темпы роста численности поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и производства говядины, полученной от мясного и помесного крупного рогатого скота в Ставропольском крае, будут значительно ниже. В этой связи целевые индикаторы, предусмотренные Соглашением о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, могут быть не выполнены.
Наряду с этим, наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2014 - 2016 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями и сложившиеся под воздействием негативных факторов, а также имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов настоящей Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет собственных или заемных средств;
неблагоприятную рыночную конъюнктуру с поставками товаров и оказанием услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному увеличению цен на говядину, полученную от мясного и помесного крупного рогатого скота, и трудностям с ее реализацией;
усиление конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию;
внутренние риски, включающие в себя:
организационные риски, несвоевременную подготовку кадров в области мясного скотоводства;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее целевого и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года", а также с учетом тенденций и опыта оказания государственной поддержки на развитие животноводства в Российской Федерации.
Реализация мероприятий Программы связана с целями и задачами территориального планирования развития Ставропольского края. Схема территориального планирования Ставропольского края разработана в 2011 году и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 05 апреля 2011 года N 116-п "Об утверждении схемы территориального планирования Ставропольского края".
В целях улучшения жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве, Правительством Ставропольского края принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов в области жилищных отношений и модернизации жилищно-коммунального комплекса.