Для реализации Стратегии будут использоваться инструменты:
- программа развития туризма;
- система мониторинга туристской деятельности.
1. Программно-целевой подход к развитию туризма
Целевая привязанность туризма к ресурсному потенциалу определенного пространства является основой выделения и проектирования территориальных туристских рекреационных комплексов с формированием определенного организационно-экономического механизма управления. В качестве целевых методов управления туризмом выступают программно-целевой подход и бизнес-планирование.
В рамках проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" принята вторая областная целевая программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2007 - 2010 годы. Она ориентирована на достижение среднесрочных целей и включает мероприятия по проектированию и строительству объектов туристской и транспортной инфраструктур проекта, по улучшению сервиса на транспорте, выставочную и рекламно-информационную деятельность, мероприятия в области образования, культуры, спорта, молодежной политики, а также социальные и природоохранные мероприятия.
Итоги реализации областной целевой программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2004 - 2006 годы продемонстрировали динамичность и перспективность дальнейшего развития проекта.
Для нового качественного этапа развития проекта, обеспечения современного отдыха и удовлетворения запросов посетителей необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры проекта - строительство новых объектов, позволяющих проводить культурно-массовые мероприятия, организовывать питание, отдых и развлечение туристов. Эти задачи учтены в мероприятиях областной целевой программы на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 12 июля 2006 года N 493.
Одним из этапов развития сферы туризма в области является разработка и утверждение областной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009 - 2012 годы".
Разработка и реализация целевой программы должны обеспечить:
- формирование благоприятного имиджа области в сфере туризма и рекреации;
- повышение уровня обслуживания туристов и предложение туристского продукта с усовершенствованными потребительскими свойствами;
- развитие приоритетных видов туризма в рамках региона;
- рациональное использование и повышение эффективности инвестиций в туризм.
Важнейшим результатом осуществления областной целевой программы станет формирование современного высокоэффективного туристского комплекса области. Главный социальный эффект программы будет состоять в значительном росте числа рабочих мест и доходов граждан, занятых в сфере туризма. В результате осуществления программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия области. Развитие туристской сферы позволит обеспечить поступление доходов в бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
Таким образом, программно-целевой подход к развитию туризма в области способен обеспечить наиболее полное становление туристской сферы как одной из высокодоходных сфер экономики, способной частично разрешить социально-экономические проблемы региона.
2. Система мониторинга туристской деятельности
Региональный туристский мониторинг - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы показателей с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.
Региональные мониторинговые исследования в сфере туризма необходимо рассматривать в качестве составной части реализации основных положений концепции стратегии социально-экономического развития области.
Получаемая в ходе мониторинга информация будет способствовать взвешенной оценке положения дел в отрасли, обоснованной разработке предложений по ее развитию, а затем на их основе - конкретных мероприятий по изменению ситуации в туристском секторе экономики области.
Индустрия туризма, являясь доходообразующей отраслью экономики, в настоящее время находится в стадии своего развития. Это находит отражение и в том, что система статистического учета в сфере туризма отсутствует как на уровне муниципалитета, так и на уровне региона в целом.
В настоящее время система мониторинга базируется на:
системе мониторинга, основанной на данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области.
Однако в данной системе доминируют подходы, при которых объектами статистического анализа становятся в основном структуры среднего и крупного бизнеса. Многие организации туристской сферы относятся к сфере малого бизнеса и практически не учитываются в официальной статистике;
исследованиях органов исполнительной государственной власти области, расчетах прямых и косвенных эффектов от потока туристов в область, туристского мультипликатора на основании методики, разработанной экспертами проекта Европейского Союза "Развитие туризма в Северо-Западном регионе России" и Северо-Западного отделения "Российский союз туриндустрии" в рамках программы сотрудничества ЕС - Россия;
специальных маркетинговых исследованиях развития сферы туризма в области при участии социологических институтов и научных центров. Данные исследования крайне актуальны для области, так как позволяют изучить особенности туристов, их предпочтения и впечатления от посещения туристских центров области, а также какие траты они совершают на территории области.
Мониторинг туристской отрасли области предлагается проводить с использованием системы индикаторов в разрезе двух уровней:
на уровне отдельной туристской фирмы;