Настоящая Стратегия объединяет традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития туризма и основана на понимании места и роли сферы туризма в экономике области.
В процессе разработки Стратегии в области пройдены следующие содержательные этапы:
- анализ состояния сферы туризма в области (общая характеристика туристско-рекреационного потенциала области, SWOT-анализ);
- целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений и задач);
- планирование (формирование стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер);
- определение целевых показателей развития сферы туризма в области.
Необходимые корректировки Стратегии предполагается проводить ежегодно.
В настоящей Стратегии используются понятия, применяемые в значениях, определяемых Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Кроме того, в целях настоящей Стратегии используются следующие понятия:
туристско-рекреационный комплекс - это совокупность объектов туристского интереса, предприятий индустрии туризма и соответствующей инфраструктуры, объединенных единым замыслом и реализуемыми комплексными и специальными туристскими продуктами;
рекреация - восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности;
туристский потенциал области - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов, которые используются в туристской деятельности, а также новых, сформированных в процессе этой деятельности и использующих факторы производства территории;
туристская дестинация - территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов и местного населения;
средства размещения - помещения, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов. Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные;
культурно-познавательный туризм области - туризм, основной целью которого является посещение туристами исторических и социально-культурных объектов, изучение культурного наследия;
экологический туризм области - туризм, ориентированный на углубленное ознакомление с природными объектами области с целью изучения, сохранения и восстановления природной среды;
водный туризм области - туризм с использованием транспортных средств, предназначенных для передвижения по водоемам;
деловой туризм области - путешествия граждан с целью посещения конгрессов, выставок, съездов, семинаров и иных деловых массовых мероприятий;
деревенский туризм - сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других туристских ресурсов сельской местности и ее особенностей для создания комплексного туристского продукта;
активный туризм области - туризм, основанный на использовании активных способов передвижения с элементами спорта, в том числе с использованием механических и немеханических средств передвижения по маршруту, совершаемому туристом в оздоровительных и спортивных целях;
усадебный туризм области - туризм, ориентированный на ознакомление с дворянскими усадьбами как объектами исторической, художественной ценности и культурного наследия.