В 2012 - 2013 годах в Вологодской области проведена масштабная реформа по изменению механизмов межбюджетного регулирования.
Взамен дотаций в максимальном объеме с регионального на местный уровень переданы нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). НДФЛ становится профилирующим, устойчивым доходным источником местных бюджетов. Его удельный вес составляет более 70% собственных доходов местных бюджетов.
Тем самым экономически и политически созданы все условия для заинтересованности глав муниципальных районов и городских округов области в комплексном развитии территорий и в первую очередь в повышении эффективности сбора НДФЛ.
В результате изменения межбюджетных отношений в 2014 году 14 муниципальных районов и 2 городских округа области стали "бездотационными".
С учетом изменения механизмов межбюджетного регулирования собственная доходная база муниципальных образований области за 2012 - 2013 годы возросла к уровню 2011 года на 1.3 млрд. рублей.
Отрицательное влияние на развитие межбюджетных отношений в Вологодской области оказывает большой разрыв в изначальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Законом области от 6 декабря 2013 года N 3222-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" утверждены порядки распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) области, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Законом области от 6 декабря 2013 года N 3223-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета" установлена методика расчета годового объема субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов области для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере межбюджетных отношений.
В условиях адаптации бюджетной системы к меняющимся условиям экономики при формировании межбюджетных отношений объективным образом не могут быть учтены различные факторы, влияющие на исполнение доходной и расходной частей местных бюджетов. Таким образом, механизмы распределения финансовой помощи, используемые при распределении дотаций из фондов финансовой поддержки и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, требуют постоянного совершенствования и изучения "лучших" практик регионов.
Разработка и реализация подпрограммы 2 обусловлена также необходимостью определения целевых ориентиров в части распределения и предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области средств в целях обеспечения равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Формирование межбюджетных отношений, межбюджетное регулирование являются ключевыми направлениями бюджетной политики.
Нахождение оптимального соотношения методов межбюджетного регулирования, ориентированных на выравнивание и на сбалансированность местных бюджетов, является залогом поступательного развития муниципальных образований области.
Учитывая, что реализация проектов гражданского участия в управлении не только улучшает качество жизни местных сообществ, но и способствует повышению доверия к власти, стимулирует самоорганизацию граждан, необходимо проведение мероприятий, направленных на вовлечение граждан в решение вопросов местного значения. В связи с чем планируется предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области на реализацию проекта "Народный бюджет", что позволит направить дополнительные средства на решение задач, выбранных местными сообществами в качестве приоритетных.
Реализация подпрограммы 2 позволит обеспечить сбалансированную финансовую поддержку муниципальных образований области и повысить уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления им муниципальных услуг.