Эффективное управление общественными финансами является важным условием для повышения уровня и качества жизни населения Вологодской области, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы.
В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, приоритетами которой являлись обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, расширение применения программно-целевых методов бюджетирования, совершенствование системы регулирования межбюджетных отношений. В целях дальнейшей реализации указанных приоритетов на уровне области постановлением Правительства области от 20 декабря 2011 года N 1625 была утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на 2012 - 2013 годы (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
В рамках реализации налоговой и бюджетной политики в Вологодской области и Программы эффективности бюджетных расходов были достигнуты следующие результаты:
1) утверждены нормативные правовые акты области и реализован комплекс мер в целях обеспечения устойчивости доходной базы областного бюджета;
2) внедрена практика использования консервативного прогноза социально-экономического развития Вологодской области в процессе бюджетного планирования;
3) расширено использование программно-целевого принципа формирования расходной части областного бюджета при составлении проекта областного бюджета начиная с 2013 года путем разработки государственных программ Вологодской области;
4) завершены реформирование системы финансового обеспечения оказания государственных услуг и переход к оказанию государственных услуг на основе государственных заданий;
5) разработаны критерии принятия новых (увеличения действующих) расходных обязательств;
6) создана система оценки качества финансового управления органов исполнительной государственной власти области;
7) проведена реформа межбюджетных отношений;
8) утверждены и реализуются отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов органов исполнительной государственной власти области.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными.
В условиях низких темпов роста доходной базы в связи с ухудшением финансового состояния организаций на фоне развития кризисных процессов в экономике в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения.
1. Перемены, происходящие в области в период кризиса, носят не только общероссийский характер, но и усугубляются исключительным влиянием на доходы бюджета области на протяжении длительного периода налога на прибыль. Утрата его позиций в настоящее время прогнозируется на длительную перспективу.