В Приморском крае в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006 - 2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
В результате внесения комплексных поправок в законодательные акты Приморского края была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Приморского края, повышения результативности бюджетных расходов.
Благодаря кардинальным изменениям бюджетного законодательства в 2007 году в целях обеспечения предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных и муниципальных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров развития экономики был осуществлен переход бюджетной системы Приморского края к среднесрочному финансовому планированию.
В целях совершенствования бюджетного процесса в Приморском крае, обеспечения результативного расходования средств краевого бюджета, повышения ответственности получателей бюджетных средств в эффективном расходовании финансовых ресурсов, планирования достижения конкретных результатов постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2006 года N 277-па "О внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат" утвержден план мероприятий.
В рамках последовательно проводимой краевой бюджетной политики в 2007 - 2008 годах сформирована законодательная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг.
В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов краевого бюджета, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг бюджетными учреждениями начата работа по переходу от сметного содержания учреждений к оплате оказываемой ими услуги.
В 2010 году принят ряд мер, направленных на совершенствование порядка оказания государственных услуг. Для этого Администрацией Приморского края утверждены:
порядок осуществления органами исполнительной власти Приморского края функций и полномочий учредителя автономного учреждения Приморского края;
порядок и условия формирования государственного задания для автономного учреждения Приморского края;
порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания автономного учреждения Приморского края;
форма отчета о деятельности автономного учреждения Приморского края;
форма отчета об использовании имущества, закрепленного за автономным учреждением Приморского края.
В настоящее время в Приморском крае принят ряд базовых документов, регламентирующих формирование и доведение государственного задания. Указанные документы необходимо доработать в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
На основании постановления Администрации Приморского края от 21 декабря 2007 года N 337-па "О проведении ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг, по которым должен проводиться учет в их предоставлении, физическим и юридическим лицам краевыми государственными учреждениями" сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам краевыми государственными учреждениями, по которым должен проводиться учет в их предоставлении, утверждены регламенты предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Приморского края. При этом метод финансирования на выполнение государственного задания в бюджетном процессе еще в стадии внедрения.
Необходимо провести работу по совершенствованию базового перечня государственных услуг Приморского края, принять регламенты предоставления государственных услуг. В целях систематизации и стандартизации государственных услуг в открытом доступе для населения Приморского края должен быть сформирован реестр государственных услуг.
Необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов государственных заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012 - 2013 годы.
Всего в 2010 году доля расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом краевых долгосрочных целевых программ), составила 26 процентов.
Следует продолжить последовательное внедрение программных подходов в практику формирования краевого бюджета, добиваться экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Финансовый контроль осуществляет Законодательное Собрание Приморского края через Контрольно-счетную палату Законодательного Собрания Приморского края в соответствии с нормой ст. 106 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года N 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях". Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти Приморского края, реализовывает департамент финансов Приморского края, распорядители и главные распорядители средств краевого бюджета.
Данным законом определены основные направления финансового контроля. Основным направлением контроля является выявление финансовых нарушений, а не изучение причин их возникновения. При этом отсутствует действенный контроль (аудит) за эффективностью и результативностью использования средств краевого бюджета.
Одним из достижений проводимой краевой бюджетной политики является осуществление реформы межбюджетных отношений. Сформированы механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Приморском крае, утверждены методики расчета дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов), поселений из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций бюджетам муниципальных районов из краевого фонда компенсаций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов, за счет средств краевого бюджета.
Контроль за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, осуществляется в соответствии с приказом департамента финансов Приморского края от 29 ноября 2010 года N 84 "О заключении соглашений департамента финансов Приморского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования Приморского края на 2011 год".
Данным приказом предусмотрены следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования:
не допускать рост недоимки на отчетную дату по налогам, формирующим краевой и местные бюджеты, за период с начала финансового года;
увеличивать поступления неналоговых доходов;
направлять на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений не менее 50 процентов налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района (городского округа), обеспечивая безусловную своевременную выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального района (городского округа) и уплату начислений на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района (городского округа);
не допускать возникновения кредиторской задолженности на первое число каждого месяца по оплате труда и начислениям на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района (городского округа);