ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 октября 2014 года N 577-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 октября 2007 года N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области":

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2015 - 2017 годы (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин


Утверждены
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 22.10.2014 N 577-р

     

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2015 - 2017 годы (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года и государственными программами Сахалинской области.

Бюджетная и налоговая политика Сахалинской области реализуется на основе:

- прогноза социально-экономического развития Сахалинской области, интеграции бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития Сахалинской области;

- безусловного исполнения всех действующих расходных обязательств Сахалинской области с учетом необходимости их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов и выполнении задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

- обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Сахалинской области.

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 - 2014 ГОДАХ

Основными результатами реализации бюджетной и налоговой политики в 2013 - 2014 годах стали обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, формирование областного бюджета на основе государственных программ Сахалинской области, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, повышение обеспеченности муниципальных образований, формирование брошюры "Бюджет для граждан".

С целью увеличения доходов местных бюджетов и повышения их бюджетной обеспеченности проводится планомерная работа по поэтапной передаче части налоговых доходов областного бюджета на муниципальный уровень.

С 1 января 2014 года в местные бюджеты в полном объеме переданы транспортный налог и налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения.

Доходы от акцизов на нефтепродукты и налога на доходы физических лиц переданы в местные бюджеты по нормативам выше установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации на 10%.

Проводится поэтапная работа по отмене региональных льгот.

С 1 января 2014 года отменены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу:

- в отношении имущества, предназначенного для рыборазведения, прибрежного лова и переработки рыбы, осуществляемых на береговых предприятиях области;

- в отношении имущества, предназначенного для переработки древесины, дикоросов, грибов и ягод, имущества товариществ собственников жилья;

- в отношении транспортных средств налогоплательщиков - юридических лиц, за исключением общественных организаций инвалидов и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для стимулирования использования транспорта, работающего на газомоторном топливе, с целью уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду внесены изменения в Закон Сахалинской области "О транспортном налоге", согласно которым на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2020 года установлена льгота в виде снижения в два раза ставок транспортного налога для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, способствующая увеличению количества газобаллонного транспорта и стимулированию развития регионального рынка газомоторного топлива.

В рамках перехода к налогообложению недвижимости исходя из кадастровой стоимости в 2013 году внесены изменения в Закон Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", которыми установлены налоговые ставки в следующих размерах: в 2014 году - 1,0 процент, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2,0 процента, применяемые в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. Налоговые ставки применяются в отношении указанных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В целях обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства принят Закон Сахалинской области "О введении на территории Сахалинской области патентной системы налогообложения". Законом установлен потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, исходя из которого оплачивается стоимость патента, а также предусмотрена дифференциация дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств и количества обособленных объектов (площадей). Снижена величина годовой базовой доходности по виду предпринимательской деятельности "Изготовление изделий народных художественных промыслов" до минимального уровня. Эта мера направлена на стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей из числа малочисленных народов Севера.

Для создания благоприятных налоговых условий осуществления инвестиционной деятельности, создания новых промышленных предприятий на территории области в 2014 году внесены изменения в Закон Сахалинской области "О льготах по налогу на прибыль организаций", направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов, что в свою очередь окажет положительное влияние на создание дополнительных рабочих мест, рост налоговой базы, увеличение доходного потенциала бюджета области. Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года, и будет действовать до 1 января 2029 года.

Закон применяется в отношении региональных инвестиционных проектов, целью которых является производство товаров, при одновременном соответствии требованиям, установленным налоговым законодательством.

К региональному инвестиционному проекту предъявляются требования по объему капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией (не менее 50 млн. рублей при условии их осуществления в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников или 500 млн. рублей при условии их осуществления в течение пяти лет). Кроме того, проект не должен быть связан с добычей нефти и газа.

Законом области предусмотрены ставки налога, подлежащего зачислению в областной бюджет в размере:

- 0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

- 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Для решения задачи по увеличению финансовых возможностей областного бюджета, в том числе за счет эффективного использования бюджетных средств, разработан План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Сахалинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный распоряжением Правительства Сахалинской области от 15 ноября 2013 года N 841-р. В рамках реализации мероприятий вышеуказанного Плана в 2014 году за счет поступления дополнительных доходов в бюджет области Правительством Сахалинской области осуществлено досрочное погашение привлеченных в кредитных организациях кредитов, что позволило по состоянию на 1 июня 2014 года полностью сократить объем государственного долга.

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является государственная (муниципальная) программа.

Исходя из внесенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающих правовые основания для формирования бюджетов на основе государственных и муниципальных программ, в Сахалинской области осуществлен переход к составлению "программного" бюджета, начиная с бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Всего разработаны и утверждены 23 государственные программы, направленные на реализацию основных направлений социально-экономического развития Сахалинской области на период 2014 - 2020 годов. Доля "программных" расходов областного бюджета составляет 97 процентов от общего объема расходов. Но есть ряд нерешенных проблем. На низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование расходных обязательств. Не удалось избежать практики фрагментальных изменений государственных программ, не увязываемых с показателями эффективности, что сказывается на качестве бюджетного планирования.

Приняты нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области, регулирующие порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета Сахалинской области на очередной финансовый год и плановый период.

Разработаны методические рекомендации по разработке и утверждению муниципальных программ и составлению программных бюджетов муниципальных образований, начиная с бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Переход к программно-целевому методу планирования изменил принципы назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, ведомственной и функциональной структуры расходов бюджетов. Начиная с бюджетов на 2014 год, помимо единых разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, вводятся единые для всех бюджетов группы, подгруппы, элементы видов расходов, а также перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления.

При этом согласно части 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Приказом министерства финансов Сахалинской области от 2 декабря 2013 года N 60 "Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов областного бюджета Сахалинской области" установлены коды и наименования целевых статей, применяемые при составлении областного бюджета, начиная с 2014 года. При этом в целях обеспечения прозрачности и обоснованности бюджетных ассигнований в условиях формирования государственных программ определены уникальные целевые статьи расходов областного бюджета исходя из структуры государственных программ.

В условиях автоматизации процесса планирования областного бюджета с использованием информационной системы министерства финансов Сахалинской области "Автоматизированная система управления бюджетным процессом Сахалинской области" принят новый порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета.

В целях развития межбюджетных отношений проведена подготовительная работа по консолидации субсидий, увеличению доли межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С целью предоставления населению актуальной информации о бюджете и его исполнении в доступной для понимания форме разработан и размещен на официальном сайте министерства финансов Сахалинской области "Бюджет для граждан".

В рамках реформирования системы государственного финансового контроля, а также осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд приняты постановления Правительства Сахалинской области от 22 апреля 2014 года N 181 "О Порядке осуществления министерством финансов Сахалинской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю", от 14 мая 2014 года N 221 "Об утверждении Порядка осуществления органами государственной власти Сахалинской области ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков", приказ министерства финансов Сахалинской области от 10 января 2014 года N 2 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства финансов Сахалинской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении функций по внутреннему государственному финансовому контролю". Принятые нормативные акты ориентированы в первую очередь на обеспечение результативного и эффективного использования бюджетных средств.

В целом исполнение основных показателей областного бюджета в 2013 году характеризуется следующими данными:

Таблица N 1

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В 2013 ГОДУ

млн. рублей

Наименование

Закон от 06.08.2012 N 80-ЗО

Бюджетные назначения <*>

Исполнение

Отклонение

1

2

3

4

5 = 4 - 3

Доходы, всего

84684,6

85305,7

85845,9

540,2

в том числе:

Налоговые и неналоговые доходы

75237,5

75237,5

75781,9

544,4

в том числе:

- нефтегазовые доходы

53009,2

53009,2

53479,1

469,9

- ненефтегазовые доходы

22228,3

22228,3

22302,8

74,5

Безвозмездные поступления

9447,1

10068,2

10064,0

-4,2

Расходы

88757,1

89385,3

86707,3

-2678,0

Дефицит (-), профицит (+)

-4072,5

-4079,6

-861,4

3218,2

Дефицит (-), профицит (+) в % к доходам (без учета безвозмездных поступлений)

-5,4

-5,4

-1,1

-4,3

________________

<*> По доходам - с учетом средств федерального бюджета, полученных сверх утвержденного закона, по расходам - с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись.


Доходы областного бюджета в 2013 году исполнены в объеме 85845,9 млн. рублей, из них налоговые и неналоговые доходы составили 75781,9 млн. рублей, в том числе нефтегазовые доходы - 53479,1 млн. рублей, ненефтегазовые - 22302,8 млн. рублей.

В общей сумме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета нефтегазовые доходы составили 70,6%, ненефтегазовые доходы - 29,4%. В последние годы наблюдается тенденция значительного роста доли нефтегазовых доходов в связи с постепенным выходом шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на окупаемость (первый налог на прибыль по проекту "Сахалин-1" поступил в 2008 году, по проекту "Сахалин-2" - в 2013 году).

Объем поступивших в 2013 году налоговых и неналоговых доходов превысил прогноз на 544,4 млн. рублей, или на 0,7%. При этом нефтегазовые доходы поступили сверх прогноза на 469,9 млн. рублей (на 0,9%), ненефтегазовые - на 74,5 млн. рублей (на 0,3%).

По мере выхода Сахалинских нефтегазовых проектов на прибыльный этап зависимость бюджета области от поступления доходов, связанных с реализацией углеводородов в рамках Соглашений о разделе продукции, возрастает.

В 2013 году исполнение расходов областного бюджета составило 86707,3 тыс. рублей, или 97% к уточненной росписи (самый высокий за последние годы уровень исполнения расходов областного бюджета) по следующим основным направлениям:

- социальная сфера - 43,3% от общего объема кассовых расходов областного бюджета;

- национальная экономика - 24,4%;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 19,6%.

Областной бюджет исполнен с дефицитом 861,4 млн. рублей, или 1,1% от доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений).

2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

В 2013 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) области составил 647,8 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 2012 года - 99%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»