Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" (с изменениями на 11 ноября 2019 года)



1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 3


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 10.07.2018 N 269)



Отсутствие эффективной системы обращения с отходами, в частности деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий и несанкционированным свалкам. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, искажается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека.


В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась непростая ситуация в области обращения с отходами производства и потребления.


Поэтому приоритетным направлением государственной политики на сегодняшний день является ее кардинальное изменение. Одним из первоочередных мероприятий является разработка Территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО.


По данным Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай, представляемым по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", в 2017 году в крае образовалось до 670 видов отходов общим объемом более 11,6 млн тонн, из которых использовано и обезврежено 8,2 млн тонн (70,8%).


Основной объем образованных на территории края отходов производства и потребления приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых - порядка 0,917 млн тонн (32,4%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - около 0,682 млн тонн (24,1%), обрабатывающие производства - 0,565 млн тонн (20,0%), обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 0,550 млн тонн (19,4%), что объясняется структурой хозяйственного комплекса края.


Размещению подлежат отходы IV - V классов опасности, что для Алтайского края составляет около 33% от общего количества образующихся отходов. Более 3% отходов (около 400 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы I - III классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются сточными водами и сбрасываются в водоемы, сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ.


В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации.


Большой объем и темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. Всего на территории края имеется около 3000 мест размещения ТКО, из которых более 90% не отвечают требованиям санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТКО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Общая площадь земель, занимаемая ими, превышает 3000 га.


По состоянию на 2018 год в государственный реестр объектов размещения отходов в Алтайском крае внесено 42 объекта, из них 15 для ТКО. Проектная мощность существующих полигонов ниже установленных ежегодных норм накопления отходов.


Основными проблемами являются: слаборазвитая инфраструктура по сбору, транспортированию и утилизации ртутьсодержащих отходов, отсутствие финансовых и человеческих ресурсов в органах местного самоуправления, на которые возложены основные полномочия в данной сфере. Организации, перерабатывающие ртутьсодержащие отходы, относятся к опасным производственным объектам, к ним предъявляются жесткие требования при проектировании и эксплуатации. Все это не позволяет обеспечить утилизацию отходов в каждом муниципальном образовании отдельно и определяет необходимость создания межмуниципальных объектов.


Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не решает проблему.


По-прежнему актуальным для региона является системное решение вопросов утилизации агропромышленных отходов. В последние годы ситуация усугубляется интенсивным строительством крупных животноводческих комплексов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".


В целом, как показала практика, органы местного самоуправления оказались неспособными обеспечить полноценное исполнение возложенных на них полномочий по обращению с твердыми коммунальными и промышленными отходами. Объективными причинами сложившегося положения являются недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности привлечения инвестиций.


Существующая система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности при обращении с отходами и практически не оказывает влияния на стимулирование вовлечения их в хозяйственный оборот.