Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ НА 2011 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 20.03.2013)

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в г. Белгороде на 2011 - 2016 годы.

(в ред. постановления администрации города Белгорода от 20.03.2013 N 68)

Основная цель - создание товаропроводящей системы и системы оказываемых услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, способствующих модернизации экономики города в целом и обеспечивающих эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая и ценовая доступность товаров и услуг, высокое качество и безопасность товаров и услуг).

Для создания таких систем необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов, производственных площадей в бытовом обслуживании, долю современных форматов в обороте отраслей, наличие квалифицированного персонала и персонала средней квалификации. При этом необходимо обеспечить достаточный уровень конкуренции и поддерживать малый бизнес, не ограничивая развитие крупных торговых сетей.

Отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания города Белгорода обеспечивают сферу конечного потребления товаров и услуг населения общей численностью 362,8 тысяч человек.

Основной социальной целью развития торговли и бытового обслуживания является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции и услуг. Вследствие роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству предоставляемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

По состоянию на 01.04.2010 потребительский рынок города насчитывает в своем составе 3120 стационарных предприятий, в том числе: 1350 магазинов с торговой площадью 196,2 тыс. кв. м (из них: 477 продовольственных магазинов с торговой площадью 58,1 тыс. кв. м, 873 промтоварных магазина с торговой площадью 138,1 тыс. кв. м); 122 предприятия оптовой торговли; 12 розничных рынков на 3957 торговых места (в т.ч.: 9 универсальных розничных рынков на 3673 торговых места и 3 специализированных рынка на 284 торговых места); 1 оптовый рынок на 90 торговых мест, 568 предприятий общественного питания на 32988 посадочных мест, в том числе в открытой сети 371 предприятие (65,3%) на 15446 посадочных мест, 817 предприятий бытового обслуживания общей площадью 179,2 тыс. кв. м (с учетом СТО и автостоянок), 250 предприятий мелкорозничной торговли (павильоны - 69 с площадью торгового зала 2552,7 кв. м, палатки и киоски - 181).

За 2009 год на розничных рынках города Белгорода проведено 11 праздничных красочно оформленных ярмарок и 184 периодических ярмарки "выходного дня", в том числе с участием местных сельхозпроизводителей.

Широкое развитие в городе получили магазины форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями, современными форматами.

На сегодняшний день в городе действуют 51 предприятие "экономкласса" по реализации продовольственных товаров торговой площадью 34804 кв. м, 14 предприятий по реализации непродовольственных товаров торговой площадью 1115 кв. м.

Кроме того, в 2010 году для улучшения торгового обслуживания населения дополнительно составлена сеть мелкорозничных торговых объектов, состоящая из 338 единиц (19 передвижных торговых точек (автолавок) по производству и реализации цыплят-гриль, 27 точек по реализации минеральной воды из автоцистерн и бочек, 24 пункта приема стеклотары, 20 точек по реализации сахара и муки в мешках, 19 - цемента с автомашин, 80 - хлебного кваса из кег, 58 - бахчевых культур, 29 - живой рыбы, 56 новогодних елочных базаров, 6 - пунктов проката электромобилей и детского батута, поставка разливного молока по 14 маршрутам в 304 местах).

В настоящее время в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания занято более 19,6 тыс. человек, или 17,4% от всего работающего населения города.

В период нестабильной финансово-экономической ситуации в 2009 году на потребительском рынке города наблюдалось как прекращение торговой деятельности хозяйствующими субъектами, так и открытие новых предприятий.

В отрасли розничной торговли открыто 132 предприятия общей площадью 39651 кв. м (ТЦ "Аэробус", ТЦ "Спутник-интерьер", ТРЦ "РИО", ТЦ "Модный бульвар", ТЦ "Енисей" и др.), создано 1070 новых рабочих мест. Вместе с тем, закрыто 64 предприятия торговли общей площадью 8149 кв. м, в результате чего произошло сокращение 527 рабочих мест.

В отрасли общественного питания открылось 55 предприятий различных типов и форм собственности на 2770 посадочных мест общей площадью 12986,2 кв. м (в т.ч. торговый зал - 5856,4 кв. м) и количеством работающих - 608 человек. Закрылось 38 предприятий на 929 посадочных мест с сокращением 228 человек.

В сфере бытового обслуживания за указанный период открыто 103 предприятия общей площадью 12046,8 кв. м, создано 335 рабочих мест. Между тем, закрыто 67 предприятий бытового обслуживания на 229 рабочих мест общей площадью 12992,1 кв. м в связи с нерентабельностью или перепрофилированием.

В 2009 году оборот розничной торговли через все каналы реализации составил 63,5 млрд. руб., что дало рост в сопоставимых ценах по отношению к уровню 2008 года - 103,7%. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 42,9% и непродовольственных товаров - 57,1%. На конец декабря 2009 года в крупных и средних организациях с основным видом деятельности "розничная торговля" имелось товарных запасов на сумму 662,1 млн. рублей, что по сравнению с предыдущим месяцем меньше на 3,5%, с декабрем 2008 года больше на 67,4%.

Оборот общественного питания в 2009 году составил 2,0 млрд. руб., что обеспечило прирост в сопоставимых ценах к уровню 2008 года - 111,7%.

В 2009 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 1 млрд. руб., что в сопоставимых ценах составляет 70,7% к уровню 2008 года.

Сводный индекс потребительских цен в 2009 году в городе Белгороде составил 106,4%.

Позитивные количественные и качественные изменения на потребительском рынке города не снимают ряда проблем.

По-прежнему остается низким уровень обеспеченности предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания на окраинах города и непосредственно в жилых массивах.

Согласно Строительным нормам и правилам 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" обеспеченность населения на 1000 жителей рекомендована: торговыми площадями - 280 кв. м, посадочными местами в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть) - 40 мест, бытовыми услугами - 141 кв. м.

Уровень развития предприятий потребительского рынка очень неоднороден по микрорайонам города, это сказывается на уровне цен и товарном ассортименте. Концентрация объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществляется в центральной части города и выражается в следующей обеспеченности живущего здесь населения:

- торговыми площадями - 187,8%, в том числе:

- по продаже продовольственных товаров - 161,5%;

- по продаже непродовольственной группы товаров - 214,1%;

- в открытой стационарной сети общественного питания - 97,5%;