КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

15 июня 2002 года 15-з N 361-II


О порядке принятия Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)"

(с изменениями на 23 марта 2023 года)

(в ред. Конституционных законов РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III, от 09.10.2014 1348-З N 249-V, от 21.10.2021 2397-З N 705-VI, от 14.06.2022 2509-З N 929-VI, от 23.03.2023 2592-З N 1093-VI)



Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 15.06.2002 З N 362-II



Настоящий конституционный закон устанавливает в соответствии со статьями 143, 144 и 145 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) особый порядок подачи предложений об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и принятия решения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия).



Статья 1. Понятие изменений и дополнений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)


Изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) вносятся в целях конституционного закрепления принципиальных изменений в общественной жизни и опыта государственного строительства, направленных на защиту интересов республики.


Под изменениями и дополнениями Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в настоящем конституционном законе понимаются любые изменения и дополнения, вносимые в текст действующей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия): равно как включение в него новой нормы или отдельных положений к существующим нормам, так и исключение самостоятельной нормы или ее отдельной части.



Статья 2. Форма нормативного акта об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)


Изменения и дополнения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) принимаются в форме конституционного закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (далее - конституционный закон).



Статья 3. Субъекты права конституционной инициативы


1. Субъектами права конституционной инициативы настоящим конституционным законом признаются:


а) народные депутаты Республики Саха (Якутия);


б) Глава Республики Саха (Якутия);


(п. "б" в ред. Конституционного закона РС(Я) от 09.10.2014 1348-З N 249-V)


в) утратил силу. - Конституционный закон РС(Я) от 21.10.2021 2397-З N 705-VI.


Предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) могут вносить Правительство Республики Саха (Якутия), республиканские органы региональных отделений политических партий и общественных объединений, а также представительные органы местного самоуправления по вопросам их ведения.


     (абз. пятый в ред. Конституционного закона РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III)


2. Предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) вносятся через субъектов права конституционной инициативы, указанных в части 1 настоящей статьи.



Статья 4. Обеспечение гласности при внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)


Ни одно изменение и ни одно дополнение Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) не могут быть приняты Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) без предварительного опубликования в средствах массовой информации и обеспечения участия населения в их обсуждении.



Статья 5. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия)


1. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) формируется указом Главы Республики Саха (Якутия) на паритетной основе в количестве 15 человек из числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) по представлению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представителей республиканских органов исполнительной власти, региональных отделений политических партий.


     (в ред. Конституционных законов РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III, от 09.10.2014 1348-З N 249-V)


2. Председателем конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) является Глава Республики Саха (Якутия).


(в ред. Конституционного закона РС(Я) от 09.10.2014 1348-З N 249-V)


3. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).



Статья 6. Задачи конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)


Задачами конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) являются:


а) рассмотрение предложений об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), внесенных в порядке, установленном настоящим конституционным законом;


б) подготовка проектов конституционных законов на основе имеющихся предложений или проекта текста новой редакции Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);


в) дача заключений по предложениям об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);


г) анализ изменений в конституционном федеральном и республиканском законодательстве;


д) разработка концепций совершенствования Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и конституционного законодательства республики;


е) организация проведения научно-правовых экспертиз предложений об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);


ж) обеспечение согласования с федеральными органами государственной власти предлагаемых изменений и дополнений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);


з) организация всенародного обсуждения предложений об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и проблем конституционного строительства в республике;


и) своевременное информирование народных депутатов Республики Саха (Якутия) о конституционных инициативах, а также обеспечение их в конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) материалами по рассматриваемым вопросам.



Статья 7. Требования к предложениям субъектов права конституционной инициативы


1. Конституционная инициатива вносится в форме конституционного закона и должна содержать:


а) текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) на языке саха и русском языке;


(в ред. Конституционного закона РС(Я) от 14.06.2022 2509-З N 929-VI)


б) текст статьи (части или пункта статьи), предложенной к исключению, на языке саха и русском языке;


(в ред. Конституционного закона РС(Я) от 14.06.2022 2509-З N 929-VI)


в) пояснительную записку на языке саха и русском языке с обоснованием необходимости предлагаемого изменения или дополнения.


(в ред. Конституционного закона РС(Я) от 14.06.2022 2509-З N 929-VI)


2. Если содержание изменений и дополнений требует внесения изменений и дополнений в другие разделы и статьи Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), то конституционная инициатива должна содержать также текст новой редакции этих статей или отдельных положений, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи, на языке саха и русском языке.


(в ред. Конституционного закона РС(Я) от 14.06.2022 2509-З N 929-VI)


3. В случае несоблюдения требований настоящей статьи материалы с предложениями об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) возвращаются субъекту права конституционной инициативы на основании решения конституционной комиссии Республики Саха (Якутия).



Статья 8. Требования к предложениям об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)


Предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) должны содержать:


а) концепцию предлагаемых изменений и дополнений, цели и задачи конституционных изменений;


б) правовое обоснование предлагаемых изменений;


в) решение региональных отделений политических партий и общественных объединений о внесении предложений об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);


     (п. "в" в ред. Конституционного закона РС(Я) от 24.04.2003 7-З N 15-III)


г) результаты опросов общественного мнения, решения органов общественных объединений и представительных органов местного самоуправления, на основе которых вносятся предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).



Статья 9. Порядок рассмотрения конституционной инициативы в конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)


1. Конституционная инициатива, поступившая в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от субъектов права конституционной инициативы, установленных статей 144 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), в течение одного месяца передается в конституционную комиссию Республики Саха (Якутия).


2. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) в соответствии с Положением о конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) в срок не более чем три месяца со дня поступления конституционной инициативы изучает ее и вносит на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) соответствующее заключение. К заключению приобщаются проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), справочные, аналитические и другие материалы.


3. Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) вправе с соблюдением требований статей 3, 4, 6, 7 и 8 настоящего конституционного закона внести альтернативный рассмотренной конституционной инициативе проект конституционного закона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»