ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 года N 1266-ПП
О внесении изменений в государственную программу Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1265-ПП
____________________________________________________________________
Утратило силу с 6 июля 2017 года на основании
постановления Правительства Свердловской области от 5 июля 2017 года N 480-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Законами Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 111-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", от 17 декабря 2014 года N 113-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Внести в государственную программу Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1265-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года" ("Областная газета", 2013, 9 ноября, N 530-534) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 241-ПП и 07.05.2014 N 385-ПП, следующие изменения:
1) паспорт изложить в новой редакции (прилагается);
2) раздел 1 изложить в новой редакции (прилагается);
3) наименование раздела 2 изложить в следующей редакции:
"Раздел 2. Цели и задачи государственной программы, целевые показатели реализации государственной программы";
4) раздел 2 дополнить частью два следующего содержания:
"Методика определения целевых показателей реализации государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года" приведена в приложении N 4 к государственной программе.";
5) по тексту и в приложениях слова "учреждения социального обслуживания населения" в соответствующем падеже заменить словами "организации социального обслуживания" в соответствующем падеже;
6) приложение N 1 изложить в новой редакции (прилагается);
7) приложение N 2 изложить в новой редакции (прилагается);
8) дополнить приложением N 4 (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А.Власова.
3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 30 декабря 2014 года N 1266-ПП
Паспорт государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года"
Ответственный исполнитель государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года" (далее - государственная программа, государственная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года") | Министерство социальной политики Свердловской области |
Сроки реализации государственной программы | 2014-2020 годы |
Цели и задачи государственной программы | Цель. Формирование условий для повышения эффективности системы социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Свердловской области. |
5. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и "социального сиротства" на территории Свердловской области, профилактика семейного неблагополучия, обеспечение отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, находящихся в трудной жизненной ситуации. | |
8. Принятие мер по сохранению кадрового потенциала и обеспечению Министерства социальной политики Свердловской области, территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области - управлений социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, государственных организаций социального обслуживания Свердловской области трудовыми ресурсами в достаточном количестве и надлежащей квалификации, с учетом региональной потребности в кадрах. | |
Перечень подпрограмм государственной программы | отсутствует |
Перечень основных целевых показателей государственной программы | 1. Доля граждан, получивших меры социальной поддержки, в общей численности граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки и обратившихся в органы социальной политики Свердловской области. |
6. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Свердловской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в Свердловской области. | |
Объем финансирования государственной программы по годам реализации | всего: |
Адрес размещения государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет | http://minszn.midural.ru/ |
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 30 декабря 2014 года N 1266-ПП
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы социально-экономического развития Свердловской области
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным и областным законодательством.
Министерство социальной политики Свердловской области организует работу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан:
1) предоставление мер социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, областного материнского (семейного) капитала, социальной доплаты к пенсии, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам;
2) предоставление мер социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, лицам без определенного места жительства и занятий, освободившимся из мест лишения свободы;
3) предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение продуктами питания, средствами санитарии и гигиены, средствами ухода за детьми, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, топливом;
4) предоставление мер социальной поддержки в форме льгот - прием вне конкурса для обучения в образовательные учреждения начального профессионального образования, средние специальные и высшие учебные заведения; внеочередной прием в организации социального обслуживания; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Реализуются меры государственной поддержки семей с детьми: предоставление областного материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, в том числе выплата единовременного пособия женщине, родившей третьего и последующего ребенка, и женщине, родившей одновременно двух и более детей, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет и другие.
Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества подбора и подготовки граждан, выразивших желание принять детей на воспитание в свои семьи.
На территории Свердловской области действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания Свердловской области, проводятся мероприятия по оптимизации сети и обеспечению комплексной безопасности клиентов в организациях, внедряются новые социальные технологии.
Совершенствуются правовые условия привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Предусмотрено оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения населения денежными доходами. Использование этого инструмента, как следует из данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, способствовало снижению численности населения Свердловской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 10,5 процента в 2011 году до 8,4 процента в 2013 году.<1>.
________________
<1> За 2013 год - предварительная оценка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.
Мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности системы мер социальной поддержки населения, развитие социального обслуживания, расширение участия социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг отдельным категориям граждан, повышение эффективности деятельности органов в сфере социальной защиты населения, предполагается реализовать в рамках государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года".
Численность граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включенных в федеральный и областной регистры, составила на 1 января 2014 года 805,2 тыс. человек, в том числе в федеральном регистре - 385,4 тыс. человек, в областном - 419,8 тыс. человек. Кроме категорий граждан, включенных в вышеуказанные регистры, право на получение мер социальной поддержки имеют около 600 тыс. человек, это - многодетные и приемные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие категории граждан.
Суммарное число граждан, которым в 2013 году были предоставлены различные меры социальной поддержки в денежной форме, составило порядка 2 млн. человек.
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного жительства и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
В стационарных условиях социальные услуги предоставляются ежегодно более 7,5 тыс. человек, в том числе:
в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов - 2,8 тыс. человек;
в психоневрологических интернатах - 4,0 тыс. человек;
в детских домах-интернатах - 0,7 тыс. человек.
В 2013 году в нестационарных условиях и на дому социальные услуги предоставлены 1112,9 тыс. человек, в том числе:
отделениями срочного социального обслуживания - 250,27 тыс. человек;
отделениями социального обслуживания на дому - 46,5 тыс. человек;
социально-реабилитационными отделениями - 20,33 тыс. человек;
отделениями временного проживания - 2,28 тыс. человек;
отделениями дневного пребывания - 5,0 тыс. человек;
прочими отделениями (консультационными, участковыми службами) - 350,24 тыс. человек;
центрами социального обслуживания семьи и детей - 438,29 тыс. человек.
Меры социальной поддержки граждан в форме социальных услуг предоставляются также путем организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2013 году на отдых и оздоровление было направлено 3322 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки ежегодно возрастают.
Сохраняется спрос граждан на услуги стационарного социального обслуживания (по состоянию на 1 января 2014 года очередность составляла 99 человек, в том числе 40 человек - в специализированный дом-интернат, 59 человек - в психоневрологические интернаты) и социального обслуживания на дому (по состоянию на 1 января 2014 года очередность составляла 25 человек). Порядка 40 процентов государственных стационарных организаций социального обслуживания населения удовлетворяют современным требованиям по условиям размещения и бытовому устройству.
Проведение реконструкции и приспособления зданий в остальных государственных организациях стационарного социального обслуживания представляется нецелесообразным с экономической и технологической точки зрения. Необходимо создание дополнительных мест, отвечающих современным требованиям, путем строительства новых объектов.
В Свердловской области 7,37 процента населения (318393 человека) имеют статус инвалида, из них инвалиды I - II группы составляют 58,2 процента от общей численности инвалидов. В настоящее время по результатам проведенного мониторинга доля объектов, частично либо полностью оборудованных элементами доступности, увеличилась за 5 лет на 31 процент, в то же время 89,8 процента инвалидов-колясочников продолжают нуждаться в адаптации и создании доступности в жилых домах.
Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. Большая часть выявляемых социальных сирот - не старше 7 лет. Впоследствии такие дети долгое время находятся в интернатных учреждениях, подыскать им замещающую семью с каждым годом становится все труднее. Значительное количество социальных сирот свидетельствует о том, что процесс реабилитации семьи является достаточно сложным и малое количество детей возвращаются в биологические семьи после восстановления родителей в родительских правах. В 2013 году численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, составила 46 человек, увеличившись на 77 процентов по сравнению с 2012 годом. Снизилась численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей, на 42 процента по сравнению с 2012 годом (2012 год - 62 ребенка, 2013 год - 36 детей). На 70,5 процента снизилось количество выявленных случаев жестокого обращения с детьми (2012 год - 122 случая, 2013 год - 36 случаев).
Необходимо расширение форм участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и реализации социальных проектов.
С учетом вышеприведенных данных в прогнозируемом периоде (2014 - 2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать.
На территории Свердловской области проживает 1045301 гражданин старше трудоспособного возраста, что составляет 24,2 процента от населения региона (в Российской Федерации - 23,1 процента). По сравнению с 1990 годом (когда этот показатель составлял 18,7 процента) численность пожилых людей выросла на 17,3 процента (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателя | На 01.01.1990 | На 01.01.2011 | На 01.01.2012 | На 01.01.2013 | На 01.01.2014 |
Численность старше трудоспособного возраста, человек | 891126 | 987694 | 1005998 | 1025364 | 1045301 |
Доля в общей численности населения, процентов | 18,7 | 23,0 | 23,4 | 23,8 | 24,2 |