ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2014 года N 939-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРАНСПОРТЕ ДОРОЖНО-КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 285-ПП, от 01.10.2015 N 876-ПП, от 22.03.2016 N 182-ПП)


В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", на основании Распоряжения Правительства Свердловской области от 28.08.2014 N 1054-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Повышение уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области на 2014 - 2020 годы" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Повышение уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области на 2014 - 2020 годы" (прилагается).

2. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области при осуществлении в порядке, определенном законодательством, централизованных закупок автотранспортной техники для учреждений и организаций, находящихся в их ведении, обеспечить приоритетное приобретение автотранспортной техники, использующей в качестве моторного топлива природный газ.

3. Министерству транспорта и связи Свердловской области (А.М. Сидоренко) внести изменения в комплексную программу Свердловской области "Повышение уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области на 2014 - 2020 годы" в соответствии с изменениями, внесенными в государственные программы Свердловской области на период до 2020 года, после утверждения закона Свердловской области об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, в срок до 01 января 2015 года.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Грипаса.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 285-ПП)

5. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

6. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 28 октября 2014 года N 939-ПП

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРАНСПОРТЕ ДОРОЖНО-КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

 (в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 01.10.2015 N 876-ПП, от 22.03.2016 N 182-ПП)

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРАНСПОРТЕ ДОРОЖНО-КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

1.

Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Повышение уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа)

Министерство транспорта и связи Свердловской области

2.

Заказчики Программы

Министерство транспорта и связи Свердловской области,
Министерство промышленности и науки Свердловской области,
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области,
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области

3.

Цели и задачи Программы

Цели:
1) создание в Свердловской области условий, способствующих активному применению природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб;
2) снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ.
Задачи:
1) обеспечить подвижной состав автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб, использующих компримированный природный газ (далее - КПГ) или сжиженный природный газ (далее - СПГ) в качестве моторного топлива, необходимым количеством постов заправки топливом;
2) создать сеть сервисных центров по обслуживанию транспортных средств, использующих КПГ или СПГ в качестве моторного топлива;
3) организовать подготовку необходимого количества кадров в области использования газового моторного топлива (далее - ГМТ);
4) обеспечить взаимодействие с производителями и поставщиками газового моторного топлива;
5) обновить парк транспортных средств и дорожно-коммунальной техники за счет техники, использующей в качестве моторного топлива КПГ или СПГ;
6) обеспечить замещение светлых нефтепродуктов на рынке моторного топлива за счет увеличения объема реализованного природного газа

4.

Важнейшие целевые показатели Программы

1. Количество приобретенных транспортных средств и дорожно-коммунальной техники, использующей КПГ или СПГ в качестве моторного топлива.
2. Доля транспортных средств и дорожно-коммунальной техники, использующей КПГ или СПГ в качестве моторного топлива.
3. Прирост потребления природного газа в качестве моторного топлива

5.

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2014 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2018 годы;
III этап - 2019 - 2020 годы

6.

Объемы и источники финансирования Программы

ВСЕГО - 1364624,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 209492,7 тыс. рублей;
2015 год - 370255,3 тыс. рублей;
2016 год - 207694,0 тыс. рублей;
2017 год - 180133,0 тыс. рублей;
2018 год - 204655,0 тыс. рублей;
2019 год - 192394,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей, из них;

<*> федеральный бюджет - 353736,2 тыс. рублей,
в том числе:
2014 год - 180387,7 тыс. рублей;
2015 год - 173348,5 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей,
<**> областной бюджет - 505007,0 тыс. рублей,
в том числе:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 104919,0 тыс. рублей;
2016 год - 111497,0 тыс. рублей;
2017 год - 83936,0 тыс. рублей;
2018 год - 108458,0 тыс. рублей;
2019 год - 96197,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей,
<***> местные бюджеты - 505880,8 тыс. рублей,
в том числе:
2014 год - 29105,0 тыс. рублей;
2015 год - 91987,8 тыс. рублей;
2016 год - 96197,0 тыс. рублей;
2017 год - 96197,0 тыс. рублей;
2018 год - 96197,0 тыс. рублей;
2019 год - 96197,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей,
внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей,
в том числе:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей

(п. 6 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 22.03.2016 N 182-ПП)

7.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1) прирост объема реализации природного газа на 4,140 млн. куб. метров в 2020 году;
2) приобретение к 2020 году 731 единицы транспортных средств и дорожно-коммунальной техники, использующей КПГ или СПГ в качестве моторного топлива

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА, И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Программа разработана в соответствии с документом, определяющим политику в области повышения экологичности транспортных средств Российской Федерации, - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива" и Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации".

Задача по повышению уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области носит комплексный, межведомственный характер и не может быть решена в пределах одного года, поэтому необходимо использовать программно-целевой метод достижения поставленных задач.

Программно-целевой подход к повышению уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области предполагает всестороннее развитие транспортного комплекса, активное внедрение и использование государственными, муниципальными и коммерческими организациями газового моторного топлива, выбор индикаторов повышения уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в Свердловской области, зависящих от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в Свердловской области уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб до заданных значений.

Необходимость реализации мероприятий Программы определяется высокой экономической и экологической значимостью поставленных задач и невозможностью их комплексного решения без применения программно-целевого метода.

Методика оценки эффективности реализации Программы содержится в приложении N 1.

По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, по состоянию на 01.01.2013 в Свердловской области на государственном учете состоят 1622,5 тысячи автотранспортных средств: 21,8 тысячи автобусов (1,3 процента от общего количества автотранспорта), 199,5 тысячи грузовых автомобилей (12,3 процента соответственно) и 1401,3 тысячи легковых автомобилей (86,3 процента от общего количества автотранспорта).

Наибольшее количество автотранспортных средств зарегистрировано в крупных городах региона. В г. Екатеринбурге насчитывается 740 тысяч автотранспортных средств, в г. Нижний Тагил - 160 тысяч, в г. Первоуральске - 100 тысяч, г. Каменске-Уральском - 100 тысяч, в г. Серове - 40 тысяч.

Ежегодно в Свердловской области количество автотранспортных средств увеличивается в среднем на 4 процента.

В качестве моторного топлива автотранспортными средствами используются в основном светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо). В 2013 году в Свердловской области через розничную сеть реализовано 210,4 тыс. тонн автомобильного бензина, 277,1 тыс. тонн дизельного топлива.

Учитывая ежегодный рост автомобильного парка в Свердловской области, в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. С этой точки зрения в качестве моторного топлива оптимально использовать КПГ.

Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. метра КПГ по региону в 3,6 раза ниже стоимости 1 литра дизельного топлива) для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.

Природный газ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива, конкурентоспособность природного газа.

По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Свердловской области", уровень загрязнения атмосферного воздуха в таких городах, как Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов повышенный.

Расширение использования ГМТ позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ от автотранспортных средств, так как высокое содержание водорода в КПГ и СПГ обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопных газах, и в итоге суммарная токсичность выхлопных газов сокращается в 1,5 - 2 раза.

В Свердловской области созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта.

В настоящее время в Свердловской области эксплуатируется 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), находящихся в следующих населенных пунктах:

- г. Екатеринбург (3 АГНКС);

- г. Нижний Тагил (4 АГНКС);

- г. Каменск-Уральский (1 АГНКС);

- г. Первоуральск (1 АГНКС);

- г. Полевской (1 АГНКС);

- г. Сысерть (1 АГНКС);

- г. Невьянск (1 АГНКС);

- г. Нижняя Тура (1 АГНКС);

- г. Краснотурьинск (1 АГНКС);

- г. Пелым (1 АГНКС).

Суммарная проектная производительность данных АГНКС составляет 124,4 млн. куб. метров КПГ в год. Но на сегодняшний день загрузка АГНКС в Свердловской области составляет около 18 процентов от проектной мощности. Объемы реализации КПГ в Свердловской области составили: в 2006 году - 29,2 млн. куб. метров, в 2007 году - 30,5 млн. куб. метров, в 2008 году - 28 млн. куб. метров, в 2009 году - 26,7 млн. куб. метров, в 2010 году - 25,9 млн. куб. метров, в 2011 году - 24,6 млн. куб. метров, в 2012 году - 23,8 млн. куб. метров, в 2013 году - 22,9 млн. куб. метров. В 2013 году на АГНКС в Свердловской области было произведено 809750 заправок автотранспорта. В случае приобретения 731 единицы автотранспортных средств, работающих на КПГ, прирост потребления газа в качестве моторного топлива в Свердловской области составит 3,1 млн. куб. метров, а загрузка АГНКС - 20,9 процента.

С учетом существующей загрузки АГНКС, расположенных на территории Свердловской области, имеется возможность дополнительно обеспечить заправку КПГ в объеме 180 тыс. куб. метров в сутки, а это более 800 автобусов большого класса или более 1400 автобусов среднего класса в сутки. Также в действующих АГНКС имеются резервные мощности по заправке легкового автотранспорта.

В целях повышения эффективности эксплуатации и расширения существующей сети АГНКС возможно осуществлять обеспечение природным газом удаленных потребителей за счет применения передвижных автомобильных газовых заправщиков (далее - ПАГЗ).

Для дальнейшего расширения использования КПГ в Свердловской области необходимо системное развитие сети АГНКС. Работа по замене и переводу автотранспортных средств на использование КПГ должна носить системный и комплексный характер и затрагивать организации всех форм собственности.

Вместе с тем годовой экономический эффект от использования КПГ в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование природного газа.

Окупаемость затрат на замену и перевод автотранспортного средства на использование КПГ наступает при пробеге автотранспортного средства в пределах 25 - 35 тыс. километров в год (в зависимости от модели автотранспортного средства). При дальнейшем пробеге происходит экономия денежных средств.

Наибольший экономический эффект достигается при эксплуатации автотранспортных средств с годовым пробегом 100 - 150 тыс. километров.

На сегодняшний день в Свердловской области насчитывается более 32 тысяч транспортных средств, используемых в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, строительной, дорожной, нефтегазовой, нефтехимической отраслях.

Количество имеющегося автотранспорта в Свердловской области (по состоянию на 01.01.2014), который возможно заменить на КПГ при реализации Программы, приведено в таблице N 1.

Таблица N 1

ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РАЗРЕЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Муниципальное образование

Транспорт общественного пользования

Коммунальная техника и техника дорожных служб

Серовский городской округ

11

75

Муниципальное образование "Город Каменск-Уральский"

42

48

Городской округ Первоуральск

129

74

Город Нижний Тагил

871

31

Муниципальное образование "город Екатеринбург"

1650

350

Итого:

2703

578


Вышеперечисленные города Свердловской области целесообразно рассматривать как базовые центры для активного и первоочередного внедрения техники, использующей ГМТ, по следующим причинам:

1) наибольшая загрязненность воздуха;

2) существенное количество единиц автомобильного транспорта, занятого в сфере регулярных пассажирских перевозок, и транспорта дорожно-коммунальных служб на территории муниципального образования;

3) наличие существующей инфраструктуры газового комплекса на территории муниципального образования.

Кроме того, численность населения этих городов превышает сто тысяч человек, а это значит, что они соответствуют целевым показателям, утвержденным в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»