ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июня 2003 года N 201-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

1. В целях реализации Концепции реформирования региональных финансов Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 января 2003 года N 4-рп, утвердить прилагаемую Концепцию повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края (далее - Концепция).

2. Органам исполнительной власти Ставропольского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), организовать работу по реализации Концепции.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
А.Л.ЧЕРНОГОРОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 25 июня 2003 года N 201-рп

КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Концепция повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы политики Ставропольского края в сфере управления экономикой края, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества Ставропольского края (далее - государственного имущества), закрепленного за государственными унитарными предприятиями, находящимися в государственной собственности Ставропольского края, основанных на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), государственными краевыми учреждениями (далее - учреждения), государственной казны Ставропольского края, а также имущественных прав Ставропольского края, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

Не являются предметом рассмотрения Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

I. Управление государственным имуществом

1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом


Концепция преследует следующие цели:

увеличение доходов бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) на основе эффективного управления государственной собственностью Ставропольского края (далее - государственная собственность);

оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

использование государственных активов Ставропольского края (далее - государственные активы) в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с долей участия Ставропольского края, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей органам исполнительной власти Ставропольского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) (далее - органы исполнительной власти),необходимо решить следующие задачи:

полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

определение цели управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав Ставропольского края как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (в Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители Ставропольского края в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компаний);

обеспечение поступления дополнительных доходов в краевой бюджет путем создания новых источников платежей и более эффективного использования имеющегося государственного имущества.

Задачи реализации Концепции являются приоритетными для всех органов исполнительной власти.

В основу Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1. Определение цели управления


Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) Правительством Ставропольского края или уполномоченным им органом должна быть определена цель, которую оно преследует, и достижению которой служит объект.

Перечень целей применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

2. Выбор способа достижения цели


Способ достижения цели определяется в рамках установленной конкурсной процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при недостижении запланированного качественного результата управления.

3. Построение системы управления


Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений органами исполнительной власти, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности органами исполнительной власти и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов исполнительной власти должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

4. Обеспечение эффективности управления


Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности органов исполнительной власти и управляющих государственным имуществом.

5. Обеспечение профессионализма управления


Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в собственности Ставропольского края (далее - акции), доли Ставропольского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ (далее - доли), недвижимость, находящаяся в собственности Ставропольского края (далее - недвижимость), в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между органами исполнительной власти, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями

Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями


В настоящее время в Ставропольском крае насчитывается 256 унитарных предприятий и 1360 учреждений.

Унитарные предприятия


Функции по управлению унитарными предприятиями разделены между органами исполнительной власти.

Министерство имущественных отношений Ставропольского края наделяет унитарные предприятия государственным имуществом, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий по согласованию с министерством имущественных отношений Ставропольского края, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с ними.

В то же время, заключенные органами исполнительной власти с большинством руководителей унитарных предприятий контракты не предусматривают ответственности руководителей за результаты деятельности, вследствие чего их расторжение затруднено даже при отрицательных результатах работы предприятий.

Руководители унитарных предприятий практически бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли, за исключением части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;

б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

в) отсутствию у органов исполнительной власти актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Не сокращается количество неплатежеспособных унитарных предприятий, не в полной мере реализуется практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.

Основные выводы:

а) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;

б) количество унитарных предприятий не соответствует возможностям Ставропольского края по управлению ими и контролю за их деятельностью;

в) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет.

Учреждения


По действующим нормативным актам учреждения создаются Правительством Ставропольского края. Согласно действующему законодательству учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично должно производиться за счет средств бюджета.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. Возможны случаи нецелевого использования выделенного учреждениям государственного имущества, что приводит к недополучению доходов в бюджет.

Органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования ими зданий и сооружений.

 Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями


Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;

в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;

г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, увеличении поступлений в бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;

д) снижении расходов бюджета на содержание учреждений.

Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»