ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 января 2003 года N 4-рп

[О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ]

1. В целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в Ставропольском крае утвердить прилагаемую Концепцию реформирования региональных финансов в Ставропольском крае.

2. Контроль за реализацией Концепции реформирования региональных финансов в Ставропольском крае возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Погорелову Т.А.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
А.Л.ЧЕРНОГОРОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 14 января 2003 года N 4-рп

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ


Реформирование бюджетного процесса и бюджетной системы в целом, необходимость повышения эффективности бюджетных расходов - эти цели были определены в качестве приоритетных для всей Российской Федерации в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году". В высшей степени актуальными эти цели являются и для Ставропольского края. В крае за последние несколько лет был предпринят ряд мер по совершенствованию управления региональными финансами. В число этих мер вошли:

развитие системы казначейского исполнения бюджета Ставропольского края, инвентаризация системы бюджетных учреждений и другие меры, направленные на повышение прозрачности региональных финансов;

сокращение величины бюджетного дефицита и объема государственного внутреннего долга Ставропольского края;

ликвидация задолженности по заработной плате с начислениями и последовательное сокращение всей кредиторской задолженности.

Тем не менее, бюджетная система Ставропольского края в настоящее время еще не выполняет в должной мере роль эффективного инструмента реализации политики Правительства Ставропольского края, направленной на создание условий для роста экономики и повышение уровня жизни населения.

С целью повышения эффективности и результативности работы бюджетной системы Ставропольского края, учитывая необходимость реформирования региональных финансов, разработана Концепция реформирования региональных финансов в Ставропольском крае (далее - Концепция), которая послужит основой Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае, предполагаемой к реализации в 2003 и 2004 годах.

Реализация Концепции позволит не только существенно повысить эффективность и результативность работы органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, но и создать условия для улучшения социально - экономического развития и улучшения инвестиционного климата в крае. В свою очередь, достижение поставленных целей создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики в крае.

1. Основные проблемы региональных финансов в Ставропольском крае


В результате детального анализа исходного состояния региональных финансов Ставропольского края, проведенного силами органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, независимыми научными центрами (включая Центр фискальной политики, город Москва), иностранными (Международный банк реконструкции и развития) и региональными экспертами был определен круг основных проблем реформирования региональных финансов в Ставропольском крае:

недостаточная урегулированность межбюджетных отношений, усугубляемая отсутствием четкого разграничения финансовых полномочий, сфер ответственности и доходных источников между краевыми органами государственной власти и муниципальными образованиями Ставропольского края (всего в крае 290 муниципальных образований, резко различающихся численностью населения и бюджетной обеспеченностью);

несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющееся, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;

неопределенность границ сектора государственного управления в области региональных финансов. В крае проделана большая работа по уточнению границ сектора государственного управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений. Вместе с тем, предстоит уточнить перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из консолидированного бюджета края, реализовать программу оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

несовершенство системы управления расходами бюджета. Отсутствие своевременно обновляемой информации об операциях со средствами муниципальных бюджетов, неполная картина финансовых потоков в государственном секторе. Система управления бюджетными расходами ориентирована в значительной степени на операционный (казначейский) и последующий контроль расходов, тогда как систему контроля за бюджетными обязательствами предстоит внедрить. Нарушения в области конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд приводит к тому, что товары и услуги нередко закупаются у поставщиков по ценам выше рыночных;

низкая эффективность и результативность бюджетных расходов. В крае (как и в России в целом) предстоит повысить уровень культуры государственного и муниципального управления. Необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы;

неэффективное использование налоговой базы и государственного имущества Ставропольского края, занижающее доходные поступления в консолидированный бюджет Ставропольского края, в частности, поступления от использования такого уникального актива края, как особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды;

не в полной мере соответствующий современным требованиям уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной и законодательной власти края, местного самоуправления.

Анализ проблем региональных финансов Ставропольского края демонстрирует необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления региональными финансами и внедрения новой культуры государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению. Добиться заявленных целей возможно только с помощью разработки и реализации Концепции (и более детализированной Программы) реформирования региональных финансов в Ставропольском крае.

Такая Концепция должна включать в себя:

а) описание, иерархию и обоснование принципов выбора целей и задач реформирования;

б) описание основных направлений и мероприятий;

в) анализ возможных результатов и последствий реформирования.

2. Цели и задачи Концепции


Главной целью реформирования региональных финансов в Ставропольском крае является существенное повышение эффективности и результативности работы органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, направленное на создание условий для экономического роста, улучшения социально - экономической обстановки и инвестиционного климата в крае.

Исходя из выявленных ключевых проблем региональных финансов Ставропольского края, с учетом сформулированной главной цели реформирования региональных финансов, в качестве приоритетных целей реформирования следует назвать:

создание благоприятных условий для экономического развития Ставропольского края;

повышение качества управления региональными финансами Ставропольского края;

повышение эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг населению Ставропольского края.

2.1. Задачи Концепции


С учетом определенных выше целей, задачами (основными направлениями) реформирования региональных финансов в Ставропольском крае являются:

совершенствование бюджетного устройства и бюджетного процесса;

совершенствование налогово - бюджетной политики, включая политику в области доходов и расходов бюджета Ставропольского края;

совершенствование межбюджетных отношений;

совершенствование исполнения бюджета Ставропольского края и повышение его прозрачности, включая полный переход на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края;

совершенствование управления государственным внутренним долгом Ставропольского края;

совершенствование управления государственным имуществом Ставропольского края;

совершенствование системы контроля и аудита за расходованием бюджетных средств;

определение стандартов бюджетных услуг;

внедрение системы оценки эффективности и результативности бюджетных расходов;

повышение квалификации работников органов исполнительной и законодательной власти Ставропольского края.

Соотношение целей и задач (направлений) Концепции представлено на схеме (прилагается).

2.2. Направления и мероприятия Концепции


В качестве основополагающих принципов отбора основных направлений реформирования региональных финансов и реализующих их мероприятий в рамках Концепции рассматривались актуальность, технологичность мероприятий, а также готовность конкретных органов государственной власти и управления на краевом уровне и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края к их реализации. Предполагается, что мероприятия Концепции, реализуемые в "пилотных" министерствах на краевом уровне, со временем будут распространены в иные отрасли бюджетной сферы и на уровень местного самоуправления.

Основные направления и реализующие их мероприятия:

2.2.1. Бюджет и бюджетный процесс


Разработка, регулярное обновление и применение в бюджетном процессе Ставропольского края среднесрочных прогнозов доходов, расходов и источников финансирования, нацеленных на выявление будущих последствий текущей фискальной политики.

Разработка и применение в бюджетном процессе Ставропольского края системы планирования капитальных вложений на основе принципа разделения текущих и капитальных расходов.

Разработка системы управления доходами и расходами отрасли жилищно - коммунального хозяйства (отражающего использование средств консолидированного бюджета, средств организаций жилищно - коммунального хозяйства, платежи населения) по Ставропольскому краю. Поэтапное (первоначально в "пилотном" муниципальном образовании Ставропольского края) внедрение указанной системы в отрасль жилищно - коммунального хозяйства.

Внедрение практики систематических публикаций в доступной для населения края форме данных о ходе исполнения бюджета Ставропольского края на сайте Правительства Ставропольского края и средствах массовой информации.

2.2.2. Совершенствование системы межбюджетных отношений


Разработка и утверждение в законодательном порядке методики распределения финансовой помощи из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Ставропольского края, формируемого в составе бюджета Ставропольского края, с учетом выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и стимулирования по отдельным показателям.

Разработка и утверждение в законодательном порядке методики распределения финансовой помощи из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов Ставропольского края, формируемого в составе бюджета Ставропольского края.

2.2.3. Региональная политика в области доходов


Разработка и реализация Концепции по развитию налоговой базы Ставропольского края.

Проведение анализа целесообразности предоставления в крае налоговых льгот и налоговых кредитов.

Разработка, ведение и применение в бюджетном процессе информации из реестра крупных налогоплательщиков.

Анализ налогового потенциала организаций особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.

2.2.4. Региональная политика в области бюджетных расходов


Полный переход на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края и поэтапный перевод на казначейскую систему исполнения местных бюджетов:

разработка и реализация концепции модернизации и автоматизации (технического оснащения) бюджетного процесса в Ставропольском крае;

приобретение программного продукта и средств обработки информации;

развитие компьютеризированных сетей передачи финансовой информации;

организация санкционирования и учета долговых обязательств бюджетных учреждений;

учет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений Ставропольского края;

отладка автоматической системы управления бюджетным процессом в Ставропольском крае;

совершенствование казначейской системы и постепенный охват ею бюджетополучателей Ставропольского края;

обучение и повышение квалификации специалистов финансовых органов.

Оптимизация бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений Ставропольского края:

разработка концепции оптимизации бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений;

апробация и реализация концепции оптимизации бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений в отрасли "Образование";

апробация и реализация концепции оптимизации бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений на примере особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»