ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 декабря 2012 года N 516-рп


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ



1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012 - 2017 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Ткачеву Г.В.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
В.Г.ЗЕРЕНКОВ



Утверждена
распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 04 декабря 2012 года N 516-рп

     

 СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

     

I. Введение


Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации на территории Ставропольского края.

Стратегия призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтов гражданского общества к определению первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства на территории Ставропольского края.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим направлениям:

семейная политика детствосбережения;

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей;

дети - участники реализации Стратегии.

Ключевыми принципами Стратегии являются:

сохранение здоровья каждого ребенка;

реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;

защита прав каждого ребенка;

благоприятная демографическая ситуация;

доступность государственной поддержки.

В Ставропольском крае должны быть приняты меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательных и образовательных учреждениях Ставропольского края, предоставление квалифицированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Проводимая на территории Ставропольского края государственная политика должна быть направлена на создание надлежащих социально-экономических, правовых и иных условий и гарантий, максимально благоприятных для жизни семьи, поощрение материнства, отцовства и детства, стимулирование семей на рождение детей и приобретение ими статуса многодетных.

Все меры социальной поддержки, реализуемые на территории Ставропольского края, должны предоставляться гражданам качественно, оперативно и в полном объеме. Меры социальной поддержки должны предоставляться адресно: только нуждающимся в них категориям граждан (малоимущие семьи, многодетные семьи, малоимущие студенты и т.д.).

Актуальной в Ставропольском крае остается проблема бедности семей с детьми. В категорию малоимущих попадают семьи, имеющие несовершеннолетних детей, особенно неполные, многодетные, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов. В наиболее уязвимом положении находятся дети в возрасте до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Нарастание процессов "деформации" семьи привело к возникновению феномена отчуждения родителей от детей и наоборот. Кризисное состояние семьи повлекло за собой резкое увеличение числа социальных сирот. За последние годы в Ставропольском крае нет значительной динамики уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Ставропольском крае продолжает оставаться напряженной проблема детской инвалидности: наблюдается тенденция к росту численности детей-инвалидов, ощущается недостаток дошкольных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги семьям, имеющим детей-инвалидов.

В Ставропольском крае существуют следующие проблемы, связанные с созданием среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей, которые требуют дальнейшего решения:

ухудшение здоровья детей;

высокий показатель инвалидности детского населения;

высокий уровень бедности семей с детьми, особенно многодетных и неполных семей;

снижение воспитательного потенциала семьи и ухудшение нравственно-психологического климата в семье;

распространенность жестокого обращения с детьми и рост случаев насилия в отношении детей;

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;

угроза новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

низкий уровень профилактической работы с неблагополучными семьями и несовершеннолетними;

недостаточная эффективность реализации имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Более 45 процентов детей, проживающих в Ставропольском крае, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является отсутствие у родителей и детей мотивации на ведение здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность.

В Ставропольском крае у значительной части детей как дошкольного возраста, так и обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Неотъемлемой составляющей частью работы по сохранению здоровья детей и подростков и профилактике детской безнадзорности в Ставропольском крае является организация круглогодичного отдыха и оздоровления.

В целях организованного проведения оздоровительной кампании детей Правительством Ставропольского края был принят комплекс мер, направленных на сохранение и развитие инфраструктуры учреждений летнего отдыха детей, обеспечение безопасного пребывания детей в детских оздоровительных учреждениях, подготовку кадров для работы с детьми.

Благодаря принимаемым мерам в области государственной политики в интересах детей в Ставропольском крае удалось достичь следующих положительных результатов:

снизился показатель общей заболеваемости детей, что обусловлено улучшением профилактической работы, проведением диспансеризации детей первого года жизни и детей-сирот, оздоровлением больных детей, выявленных при осмотрах и обследованиях;

снизилась заболеваемость детей "управляемыми" инфекциями;

сохраняется относительное эпидемическое благополучие по ВИЧ-инфекции;

снята острая социальная проблема в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

функционирует сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений;

осуществляется поддержка одаренных детей.

И хотя первоочередные проблемы детей и семей, имеющих детей, в Ставропольском крае решаются во взаимодействии органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и общественных объединений, они еще не решены.

II. Семейная политика детствосбережения

     

1. Краткий анализ ситуации


В Ставропольском крае создана и функционирует система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, граждан, имеющих детей, многодетных семей, за счет оказания социальной помощи с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, его социального статуса, состава семьи. В целях упорядочения этой системы в Ставропольском крае создана нормативная правовая база, регламентирующая условия и порядок оказания мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей.

В то же время действующие в Ставропольском крае меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, не в полной мере стимулируют рождаемость.

Демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется стабильным превышением коэффициента смертности населения над коэффициентом рождаемости населения.

Семьи, имеющие несовершеннолетних детей, продолжают оставаться в Ставропольском крае социально уязвимыми из-за высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных членов семьи, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей (единственного родителя) по причине ухода за детьми. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до 3 лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей. Такие семьи в первую очередь нуждаются в поддержке государства.

Остро стоит проблема жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

С целью защиты прав детей в Ставропольском крае созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Ставропольского края по правам ребенка; по решению администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края введены общественные уполномоченные по правам ребенка при главах таких администраций; развивается институт уполномоченных по правам участников образовательного процесса (школьных омбудсменов).

2. Основные задачи в области семейной политики


Основными задачами в области семейной политики детствосбережения в Ставропольском крае являются:

сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение им минимального гарантированного дохода;

поддержание уровня жизни многодетных семей, улучшение их социально-экономического положения;

развитие системы адресной и дифференцированной социальной поддержки граждан, имеющих детей, совершенствование и развитие иных мер поддержки;

обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения;

обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

3. Первоочередные меры в области семейной политики


С целью решения основных задач в области семейной политики детствосбережения в Ставропольском крае необходимо принять следующие меры, направленные на:

совершенствование системы государственной поддержки семей, имеющих детей;

разработку и принятие законов и нормативных правовых актов Ставропольского края, направленных на обеспечение прав и законных интересов семей и детей;

формирование системы мониторинга эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства в Ставропольском крае;

предоставление гарантированного социального обслуживания несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания населения Ставропольского края.

4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми


В Ставропольском крае введена дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей в виде единовременной (разовой) денежной выплаты, предоставляемой в связи с рождением после 01 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, - материнский (семейный) капитал. Выплачиваться материнский (семейный) капитал будет однократно в размере 100 тыс. рублей. Воспользоваться правом на получение материнского (семейного) капитала многодетные семьи смогут, начиная с 2014 года, то есть после достижения ребенком возраста 3 лет.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" с 01 января 2013 года вводится дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, - ежемесячная денежная выплата, назначаемая нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей. Данную выплату предусматривается осуществлять в размере величины прожиточного минимума для детей, устанавливаемой ежегодно нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края, до достижения ребенком (детьми) возраста 3 лет. Право на получение ежемесячной денежной выплаты будут иметь семьи, величина среднедушевого денежного дохода в которых не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае.

Для преодоления ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность семей Ставропольского края, малоимущие семьи, в том числе семьи, имеющие детей, могут воспользоваться правом обращения в органы социальной защиты населения Ставропольского края для решения вопроса оказания государственной социальной помощи.

После внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в Ставропольском крае планируется внедрить практику оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения Ставропольского края по месту его жительства или пребывания. Социальный контракт будет заключаться с целью стимулирования активных действий малоимущих граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации.

5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»