ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 декабря 2012 года N 516-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012 - 2017 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Ткачеву Г.В.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.Г.ЗЕРЕНКОВ
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации на территории Ставропольского края.
Стратегия призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтов гражданского общества к определению первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства на территории Ставропольского края.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
семейная политика детствосбережения;
доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей;
дети - участники реализации Стратегии.
Ключевыми принципами Стратегии являются:
сохранение здоровья каждого ребенка;
реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
защита прав каждого ребенка;
благоприятная демографическая ситуация;
доступность государственной поддержки.
В Ставропольском крае должны быть приняты меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательных и образовательных учреждениях Ставропольского края, предоставление квалифицированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
Проводимая на территории Ставропольского края государственная политика должна быть направлена на создание надлежащих социально-экономических, правовых и иных условий и гарантий, максимально благоприятных для жизни семьи, поощрение материнства, отцовства и детства, стимулирование семей на рождение детей и приобретение ими статуса многодетных.
Все меры социальной поддержки, реализуемые на территории Ставропольского края, должны предоставляться гражданам качественно, оперативно и в полном объеме. Меры социальной поддержки должны предоставляться адресно: только нуждающимся в них категориям граждан (малоимущие семьи, многодетные семьи, малоимущие студенты и т.д.).
Актуальной в Ставропольском крае остается проблема бедности семей с детьми. В категорию малоимущих попадают семьи, имеющие несовершеннолетних детей, особенно неполные, многодетные, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов. В наиболее уязвимом положении находятся дети в возрасте до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Нарастание процессов "деформации" семьи привело к возникновению феномена отчуждения родителей от детей и наоборот. Кризисное состояние семьи повлекло за собой резкое увеличение числа социальных сирот. За последние годы в Ставропольском крае нет значительной динамики уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Ставропольском крае продолжает оставаться напряженной проблема детской инвалидности: наблюдается тенденция к росту численности детей-инвалидов, ощущается недостаток дошкольных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги семьям, имеющим детей-инвалидов.
В Ставропольском крае существуют следующие проблемы, связанные с созданием среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей, которые требуют дальнейшего решения:
ухудшение здоровья детей;
высокий показатель инвалидности детского населения;
высокий уровень бедности семей с детьми, особенно многодетных и неполных семей;
снижение воспитательного потенциала семьи и ухудшение нравственно-психологического климата в семье;
распространенность жестокого обращения с детьми и рост случаев насилия в отношении детей;
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
угроза новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
низкий уровень профилактической работы с неблагополучными семьями и несовершеннолетними;
недостаточная эффективность реализации имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Более 45 процентов детей, проживающих в Ставропольском крае, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является отсутствие у родителей и детей мотивации на ведение здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность.
В Ставропольском крае у значительной части детей как дошкольного возраста, так и обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Неотъемлемой составляющей частью работы по сохранению здоровья детей и подростков и профилактике детской безнадзорности в Ставропольском крае является организация круглогодичного отдыха и оздоровления.
В целях организованного проведения оздоровительной кампании детей Правительством Ставропольского края был принят комплекс мер, направленных на сохранение и развитие инфраструктуры учреждений летнего отдыха детей, обеспечение безопасного пребывания детей в детских оздоровительных учреждениях, подготовку кадров для работы с детьми.
Благодаря принимаемым мерам в области государственной политики в интересах детей в Ставропольском крае удалось достичь следующих положительных результатов:
снизился показатель общей заболеваемости детей, что обусловлено улучшением профилактической работы, проведением диспансеризации детей первого года жизни и детей-сирот, оздоровлением больных детей, выявленных при осмотрах и обследованиях;
снизилась заболеваемость детей "управляемыми" инфекциями;
сохраняется относительное эпидемическое благополучие по ВИЧ-инфекции;
снята острая социальная проблема в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
функционирует сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений;
осуществляется поддержка одаренных детей.
И хотя первоочередные проблемы детей и семей, имеющих детей, в Ставропольском крае решаются во взаимодействии органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и общественных объединений, они еще не решены.
В Ставропольском крае создана и функционирует система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, граждан, имеющих детей, многодетных семей, за счет оказания социальной помощи с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, его социального статуса, состава семьи. В целях упорядочения этой системы в Ставропольском крае создана нормативная правовая база, регламентирующая условия и порядок оказания мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей.
В то же время действующие в Ставропольском крае меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, не в полной мере стимулируют рождаемость.
Демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется стабильным превышением коэффициента смертности населения над коэффициентом рождаемости населения.
Семьи, имеющие несовершеннолетних детей, продолжают оставаться в Ставропольском крае социально уязвимыми из-за высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных членов семьи, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей (единственного родителя) по причине ухода за детьми. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до 3 лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей. Такие семьи в первую очередь нуждаются в поддержке государства.
Остро стоит проблема жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.
С целью защиты прав детей в Ставропольском крае созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Ставропольского края по правам ребенка; по решению администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края введены общественные уполномоченные по правам ребенка при главах таких администраций; развивается институт уполномоченных по правам участников образовательного процесса (школьных омбудсменов).
Основными задачами в области семейной политики детствосбережения в Ставропольском крае являются:
сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение им минимального гарантированного дохода;
поддержание уровня жизни многодетных семей, улучшение их социально-экономического положения;
развитие системы адресной и дифференцированной социальной поддержки граждан, имеющих детей, совершенствование и развитие иных мер поддержки;
обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения;
обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
С целью решения основных задач в области семейной политики детствосбережения в Ставропольском крае необходимо принять следующие меры, направленные на:
совершенствование системы государственной поддержки семей, имеющих детей;
разработку и принятие законов и нормативных правовых актов Ставропольского края, направленных на обеспечение прав и законных интересов семей и детей;
формирование системы мониторинга эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства в Ставропольском крае;
предоставление гарантированного социального обслуживания несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания населения Ставропольского края.
В Ставропольском крае введена дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей в виде единовременной (разовой) денежной выплаты, предоставляемой в связи с рождением после 01 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, - материнский (семейный) капитал. Выплачиваться материнский (семейный) капитал будет однократно в размере 100 тыс. рублей. Воспользоваться правом на получение материнского (семейного) капитала многодетные семьи смогут, начиная с 2014 года, то есть после достижения ребенком возраста 3 лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" с 01 января 2013 года вводится дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, - ежемесячная денежная выплата, назначаемая нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей. Данную выплату предусматривается осуществлять в размере величины прожиточного минимума для детей, устанавливаемой ежегодно нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края, до достижения ребенком (детьми) возраста 3 лет. Право на получение ежемесячной денежной выплаты будут иметь семьи, величина среднедушевого денежного дохода в которых не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае.
Для преодоления ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность семей Ставропольского края, малоимущие семьи, в том числе семьи, имеющие детей, могут воспользоваться правом обращения в органы социальной защиты населения Ставропольского края для решения вопроса оказания государственной социальной помощи.
После внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в Ставропольском крае планируется внедрить практику оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения Ставропольского края по месту его жительства или пребывания. Социальный контракт будет заключаться с целью стимулирования активных действий малоимущих граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации.