Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2013 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 19.01.2015)

II. Анализ текущей ситуации по формированию систем оплаты труда работников государственных учреждений и муниципальных учреждений


В настоящее время в государственных учреждениях и муниципальных учреждениях (далее - государственные и муниципальные учреждения) работает свыше 156,4 тыс. человек, из них большая часть в сфере образования (79,2 тыс. человек), а также в сфере здравоохранения (47,4 тыс. человек), культуры (14,3 тыс. человек) и социального обслуживания населения (11,6 тыс. человек).

Системы оплаты труда работников государственных учреждений, установленные в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 20 августа 2008 года N 128-п "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных и государственных казенных учреждений Ставропольского края" (далее - постановление Правительства Ставропольского края от 20 августа 2008 года N 128-п), позволили использовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда работников государственных учреждений в зависимости от их квалификации и сложности труда, существенно расширить самостоятельность государственных учреждений в решении вопросов оплаты труда работников государственных учреждений с одновременным повышением ответственности руководителей государственных учреждений, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время в фонде заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения составляют 40,1 процента, государственных учреждений культуры - 30,8 процента, государственных учреждений социального обслуживания населения - 30 процентов и государственных учреждений образования - 18,9 процента.

Введение новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений позитивно повлияло на динамику изменения размера заработной платы указанных работников. При практически неизменной численности работников государственных и муниципальных учреждений в период с 2008 года по первое полугодие 2012 года среднемесячная заработная плата в государственных и муниципальных учреждениях образования выросла в 1,93 раза, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - в 1,75 раза, в государственных и муниципальных учреждениях культуры - в 1,66 раза, в государственных учреждениях социального обслуживания населения - в 1,61 раза. Динамика среднемесячной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений представлена в приложении 1 к Программе.

В первом полугодии 2012 года среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений образования составила 11954 рубля, муниципальных учреждений образования - 10689 рублей. В сфере здравоохранения среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений составила 14653 рубля, муниципальных учреждений - 13320 рублей. В сфере культуры среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений составила 11452 рубля, муниципальных учреждений - 9009 рублей. В государственных учреждениях социального обслуживания населения среднемесячная заработная плата работников составила 9512 рублей.

Вместе с тем по итогам первого полугодия 2012 года более 40,7 тыс. работников государственных и муниципальных учреждений получали заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ставропольского края. Отмечается высокая межотраслевая дифференциация в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Наиболее высокий размер среднемесячной заработной платы работников сложился в государственных учреждениях здравоохранения. Наименьший размер среднемесячной заработной платы работников отмечен в государственных учреждениях социального обслуживания населения.

По данным органов исполнительной власти Ставропольского края за первое полугодие 2012 года соотношение среднемесячной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и среднемесячной заработной платы в целом по Ставропольскому краю составляло: в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - 79,6 процента, в государственных и муниципальных учреждениях образования - 65,9 процента, в государственных и муниципальных учреждениях культуры - 59,6 процента, в государственных учреждениях социального обслуживания населения - 55,4 процента.

Практика применения новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников указанных учреждений с учетом результатов их труда удалось не во всех учреждениях.

Во многих случаях показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников государственных и муниципальных учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер.

В ряде государственных и муниципальных учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработной платы работников, которая не увязана с результатами их труда. Основной причиной этого является низкий размер окладов (должностных окладов), тарифных ставок, а также низкая конкурентоспособность государственных и муниципальных учреждений на рынке труда Ставропольского края. В результате государственные и муниципальные учреждения вынуждены премировать работников вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью их удержания.

Введение новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений привело к значительным и не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов их труда, увеличению дифференциации между размером заработной платы руководителя и работников.

Анализ внедрения новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования с целью:

сокращения разрыва между размером среднемесячной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и размером среднемесячной заработной платы в целом по Ставропольскому краю;

устранения необоснованной дифференциации размеров заработной платы руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений;

совершенствования системы критериев и показателей оценки эффективности деятельности работников государственных и муниципальных учреждений, установление указанных критериев и показателей в государственных и муниципальных учреждениях, в которых они в настоящее время отсутствуют;

отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета критериев и показателей оценки эффективности деятельности работников государственных и муниципальных учреждений;

определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих выплат работникам государственных и муниципальных учреждений.

С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Финансовое обеспечение оказания государственными и муниципальными учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидий государственным или муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Ставропольского края (далее - субсидия), а для государственных и муниципальных казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой. Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание государственными и муниципальными бюджетными, автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников этих учреждений. На оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений (с учетом результатов их труда) могут также направляться средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также средства, полученные в качестве оплаты услуг в рамках государственного социального страхования. Источником финансового обеспечения оплаты труда работников государственных казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования из бюджета Ставропольского края, а муниципальных казенных учреждений - бюджетные ассигнования из бюджетов муниципальных образований Ставропольского края.

В этой связи новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, направлены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений результатам их труда.