Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 1995 года N 285

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН НА 1995-1997 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 23.06.2017 N 290.
____________________________________________________________________

Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить Государственную целевую жилищную программу

Республики Башкортостан на 1995-1997 годы (приложение N 1).

2. Создать при Правительстве Республики Башкортостан Координационный совет по осуществлению Государственной целевой жилищной программы Республики Башкортостан на 1995-1997 годы в составе согласно приложению N 2.

Поручить Координационному совету разработать и внести на утверждение в Государственное Собрание Республики Башкортостан в установленном порядке необходимые для реализации программы законодательные и другие документы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Усманова М.М.

Премьер - министр
Республики Башкортостан
Р.С.БАКИЕВ

Управляющий Делами Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Н.З.ГАФАРОВ


Приложение N 1
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 11 августа 1995 года N 285

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 1995-1997 ГОДЫ

Паспорт Государственной целевой жилищной программы Республики Башкортостан на 1995-1997 годы


Наименование            Государственная целевая жилищная программа
программы               Республики Башкортостан

Государственный         Правительство Республики Башкортостан
заказчик

Исполнители             Госстрой РБ и Минэкономики РБ

Срок реализации         1995-1997 годы
программы

Основные программные    Определение объемов              жилищного
мероприятия             строительства;  формирование  рынка  жилья
                        путем     развития     коммерческого     и
                        индивидуального  жилищного  строительства.
                        Изменение       структуры        жилищного
                        строительства   по  формам  собственности,
                        источникам финансирования,  типам зданий и
                        технологиям их возведения. Защита жилищных
                        прав граждан  путем  создания  социального
                        жилищного    фонда    и    государственной
                        поддержки    аренды,    приобретения     и
                        строительства жилья на средства граждан.

Ожидаемые конечные      Улучшение жилищного              положения
результаты программы    военнослужащих,  работников госучреждений,
                        социальной сферы,  пенсионеров,  ветеранов
                        труда, других категорий граждан, стоящих в
                        очереди на улучшение  жилищных  условий  в
                        администрациях     городов    и    районов
                        республики.

Система контроля        Выделение средств   из    республиканского
за исполнением          бюджета  на строительство жилищного фонда,
программы               а также  в  государственную  поддержку  из
                        внебюджетных   источников   финансирования
                        жилищного  строительства  -   Минфин   РБ,
                        Минэкономики  РБ.  Реализация  программы -
                        органы государственной власти и управления
                        республики и местного самоуправления.

I. Введение


1. Жилищная проблема в Республике Башкортостан, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость проведения жилищного строительства как неотъемлемой части стабилизации экономики и осуществления в ней структурных изменений.

2. Цель данной программы - наметить конкретные меры на 1995-1997 годы по осуществлению следующих основных задач:

создание системы законодательных и правовых норм в целях осуществления жилищного строительства;

постепенное наращивание объемов ввода жилья за счет поэтапного перехода от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилья к обеспечению государственных гарантий права граждан приобретать в собственность или получать в пользование благоустроенное жилище - квартиру или дом;

изменение структуры жилищного строительства по формам собственности, источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения путем создания экономических предпосылок и стимулов для привлечения в жилищную сферу широкого круга инвесторов, увеличения доли негосударственных (внебюджетных) инвестиций, создания рынка жилья, развития частной собственности и малоэтажного строительства с соответствующими технологиями работ в жилищной сфере;

демонополизация жилищного строительства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства;

решение вопросов землепользования в жилищной сфере в комплексе с развитием инженерной инфраструктуры;

в целях повышения экономической стабильности в республике и улучшения благосостояния граждан, а также для побуждения их к высокоэффективному труду, создания необходимых условий для стремления к владению недвижимым имуществом, прежде всего индивидуальным жилым домом или отдельной квартирой.

На этой мотивации в республике должна быть основана мощная кредитно - финансовая система, обеспечивающая функционирование рынка жилья.

Рынок жилья призван стать одним из главных элементов всей экономической системы республики. Он должен стимулировать граждан дорожить рабочим местом, высокоэффективно трудиться и постоянно повышать свою квалификацию. Строительство или покупка жилья в кредит является основной формой обеспечения граждан республики жильем, а необходимость возвращения кредитных долгов должна подстегивать энергию и развивать деловые качества людей, их стремление поскорее выплатить кредит, вложить деньги в недвижимость, сохранить и приумножить эту недвижимость.

При этом государственные органы не вмешиваются в эту систему, а эффективно ее поддерживают и регулируют налоговыми и страховыми льготами и гарантиями, что стимулирует инвесторов направлять свои деньги на рынок жилья.

Рынок жилья выступает гарантом устойчивости республиканской финансовой системы, являясь самым надежным антиинфляционным средством.

Рынок жилья поддерживает постоянную потребность в деньгах, а создаваемый дефицит финансовых средств увеличивает оборачиваемость денег, что является одним из главных индикаторов здоровья экономики республики.

3. Жилищная сфера является важнейшей составной частью экономики Республики Башкортостан. Жилищный фонд (64,5 млн. кв. м. площади) составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества республики, с учетом строений на садовых и дачных участках, иных объектов жилищной сферы - около 30 процентов; объем инвестиций в жилищное строительство - около четверти их общего объема; в сфере строительства и эксплуатации жилья занято около 13 процентов работающего населения.

Жилищное строительство имеет ключевое значение для общего успеха экономической реформы, способствуя улучшению макроэкономических пропорций, снижению инфляций, сокращению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет растущей аккумуляции частных средств на специальных счетах и в форме собственного жилья, улучшению территориального распределения трудовых ресурсов, переходу к менее энергоемким и материалоемким формам городского развития, ряду других факторов.

Недооценка жилищного сектора в осуществлении общих структурных изменений в экономике привела к тому, что значительная часть воспроизводимого богатства республики оказалась практически выключенной из реформы, а жилищная проблема продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем.

4. Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными процессами перехода от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника. Неподготовленность рыночных институтов усугубила тяжелую ситуацию в жилищной сфере.

Предусмотренные для выполнения социальных программ капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали явно недостаточными, снизились темпы предоставления жилья гражданам, резко снизилась платежеспособность части населения, в результате чего приобретение жилья или осуществление его строительства становится невозможным.

Ввод жилья сократился с 2,026 млн. кв. м общей площади в 1988 году до 1,664 млн. кв. м в 1994 году. При этом около 450 тысяч семей и одиночек живут в коммунальных квартирах, общежитиях или арендуют жилье у частных лиц. Свыше 80 тысяч человек проживают в ветхих и аварийных домах. В очереди на улучшение жилищных условий стоит свыше 280 тысяч семей, или около одного миллиона человек.

В республике появились вынужденные переселенцы, а также остро нуждающиеся в жилье.

5. Жилищно - коммунальное хозяйство, содержащееся в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением и либерализацией цен оказалось в критическом положении.

Если в 1990 году ремонт жилья осуществлялся на уровне 60-70 процентов, то в 1994 году - 50-55 процентов от потребного.

Кроме того, объем реконструкции существенно занижен по сравнению с объемом капитального ремонта, что не позволяет вовремя реконструировать здания и приводит их к моральному старению.

Доля затрат на развитие коммунальных объектов от затрат на строительство жилья не превышает 28 процентов при установленном нормативе в одну треть и реальной потребности порядка 40 процентов. В результате объекты инженерной инфраструктуры, как системы жизнеобеспечения, находятся в кризисном состоянии и постепенно теряют способность к выполнению своих функциональных задач.

6. Значительное сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен и жесткая налоговая политика привели к тому, что местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимые объемы строительства. В ряде городов и районов, при остром дефиците жилья, объемы его строительства уменьшаются.

II. Правовые аспекты жилищной программы


1. Конституция Республики Башкортостан позволяет реализовать право граждан на жилище путем его предоставления на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения и строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Одновременно гарантируется возможность государственной помощи гражданам, не обеспеченным жильем, с использованием системы государственной помощи и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Земельным кодексом Республики Башкортостан сняты ограничения права свободного владения, пользования и распоряжения земельными участками, предназначенными для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, что является важнейшим основанием для развития рыночных отношений.

Базовым документом в области жилищных отношений является Жилищный кодекс Республики Башкортостан.

2. Для реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально - экономических условиях, установления общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере должен стать Закон республики Башкортостан "О жилищном строительстве", проект которого разработан.

3. Наряду с введением в действие вышеуказанных законов в республике необходимо принять ряд дополнительных законодательных и иных правовых актов (см. раздел VIII).

III. Социальные аспекты жилищной программы


1. В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью как к бесплатно предоставляемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует некоторого времени. Кроме того, низкий уровень материального благосостояния части населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами.

Поэтому, если общеэкономические интересы побуждают к максимальному ускорению проведения жилищной программы, то ситуация в социальной сфере заставляет ориентироваться на постепенное, поэтапное ее проведение.

2. Важное значение имеет изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создания рынка жилья.

В настоящее время в государственной и муниципальной собственности в республике находится 56,2 процента жилищного фонда, а в городах - более 70 процентов. При этом 27,8 процента всего государственного и муниципального жилищного фонда находится на балансе государственных либо муниципальных предприятий, организаций или учреждений. В то же время индивидуальный жилищный фонд составляет всего 43,8 процента.

3. Задача Государственной целевой жилищной программы - всемерно способствовать росту доли жилищного фонда в частной собственности граждан или юридических лиц путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда, а также развитию нового коммерческого жилищного строительства.

4. Одновременно с ускорением приватизации жилья необходимо стимулировать индивидуальное и кооперативное (коллективное) жилищное строительство, а также жилищное строительство за счет средств приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных юридических либо физических лиц.

Частное жилищное строительство, и прежде всего индивидуальное осуществляемое высокоэффективными методами, должно стать приоритетной формой наращивания жилищного фонда. Индивидуальное жилищное строительство не только позволяет семье иметь жилище и земельный участок, но и способствует развитию приусадебных хозяйств для дополнительного производства сельскохозяйственной продукции, бережному отношению к своему дому, трудовому воспитанию детей и молодежи, укреплению семьи и закреплению кадров.

Если удельный вес средств населения на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в общем объеме ввода жилья составил в 1993 году 34,8 процента, то в 1995 году он должен составить свыше 47 процентов, а вместе со средствами негосударственных предприятий и организаций - примерно 85 процентов общего объема ввода в эксплуатацию жилых домов.

Необходимы конкретные меры государственной поддержки и организации частного (включая индивидуальное) жилищного строительства в виде беспрепятственного предоставления земельных участков, их инженерного обеспечения, создания соответствующей базы строительной индустрии и промышленности стройматериалов, а также внедрения адекватных финансово - кредитных механизмов, включая различные формы ипотечного кредитования, систему налоговых и кредитных льгот.

5. Устойчивое функционирование жилищной сферы создаст экономические предпосылки для превращения жилья в обращающийся товар. Сегодня доходы подавляющей части семей упали существенно ниже уровня, достаточного для покупки жилья. Требуется приведение в приемлемое соответствие уровня доходов населения и средней стоимости жилья, что позволит достичь решения важной социально - политической задачи - формирования слоя собственников жилья как социальной базы реформ, а также содействовать макроэкономической стабилизации народного хозяйства.

При регулировании соотношения стоимости жилья и доходов населения следует исходить из того, что стоимость жилья, как правило, не превышает 12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, что при использовании такой семьей третьей части доходов на оплату жилья его выкуп с учетом выплат кредитов банков будет осуществляться в течение 30 и более лет. В сложившейся ситуации, когда это соотношение стало увеличиваться в десятки раз, период доведения доходов населения до уровня, позволяющего семьям со средним доходом оплачивать свое жилье по рыночным ценам, займет не один год. Его продолжительность будет определяться общими тенденциями экономического развития, влияющими на уровень доходов населения, введением жесткого государственного налогового регулирования динамики цен на жилье, эффективностью функционирования жилищного сектора в целом.

При введении механизма регулярной индексации доходов в зависимости от динамики индекса потребительских цен следует предусматривать пропорциональный рост расходов на оплату жилья в структуре "весов" потребительской корзины.

6. В новых социально - экономических условиях должно быть сохранено право граждан на улучшение своих жилищных условий путем бесплатного получения в порядке очередности жилья государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, аренды жилья либо приобретения или строительства частного жилого дома в более короткие сроки с использованием собственных средств, организации кондоминиумов - товариществ, жилищных или жилищно - строительных кооперативов.

В целях сокращения очередей при согласии граждан на снятие их с учета на получение жилья или улучшение жилищных условий целесообразно предоставлять им целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и иных фондов, других внебюджетных источников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»