Основание для разработки Республиканской программы по охране и улучшению условий труда на 1995-1998 гг. (далее - Программа). Настоящая Программа разработана Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан совместно с Институтом проблем прикладной экологии и природопользования (отдел производственной безопасности) при участии заинтересованных органов исполнительной власти, органов надзора и контроля, научно - исследовательских учреждений, организаций и предприятий в целях обеспечения реализации Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан".
Характеристика проблемы. В Республике Башкортостан в 1994 году в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормативам, работали 211,8 тыс. человек, или 15,3% от числа всех работников, в том числе под воздействием повышенного уровня шума - 67,3 тыс. человек (4,8%), повышенного уровня вибрации - 39,0 тыс. человек (2,8%), повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны с превышением предельно допустимых концентраций - 47,1 тыс. человек (3,4%) и 67,4 тыс. человек (4,9%) соответственно.
В 1994 году в республике на производстве произошло 5423 несчастных случая, при которых пострадали 5863 человека, из них 220 человек погибли и 245 человек получили инвалидность. По сравнению с 1993 годом резко возросло число пострадавших женщин - на 71,8% (911 человек) и подростков - на 130,8% (30 человек). В связи с производственным травматизмом потеряно 187029 человеко - дней и нанесен убыток республике в сумме 4,5 млрд. рублей.
Сложившееся положение с охраной труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин и оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты, низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует о недостаточном внимании предприятий к реконструкции и модернизации производств, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования; отсутствии надежных систем предупреждения и локализации аварий, приборов контроля и средств защиты, просчетах при проектировании оборудования и технологических процессов.
Как показывают результаты расследования несчастных случаев на производстве, основными причинами травматизма на производстве являются нарушения технологических процессов, изношенность основных фондов, ухудшение материально - технического снабжения, неудовлетворительная организация производства работ и обучения персонала безопасным приемам труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины. Растет число пострадавших в результате алкогольного опьянения.
Характерными являются травмы, связанные с обслуживанием технологического оборудования с нарушением соответствующих норм и правил, с недостатками инструктажа и обучения работающих. Часто люди травмируются при ликвидации технологических неполадок, ремонте оборудования, при устранении аварийных ситуаций, при погрузочно - разгрузочных работах и транспортировке грузов.
Практически везде одной из серьезнейших причин травматизма остаются конструктивные недостатки оборудования, недостаточная эффективность используемых средств защиты, ограждений, блокировок, тормозных устройств, сигнализации.
Ориентация на экономию затрат за счет сокращения мероприятий по обеспечению охраны труда при проектировании и изготовлении оборудования привела к тому, что 60% современных машин и оборудования не отвечает санитарно - гигиеническим, эргономическим и технико - экономическим требованиям безопасности.
На многих предприятиях рост травматизма и тяжести травм в значительной степени вызывается снижением профессиональной подготовки рабочих.
Все более ухудшается положение с обеспечением работающих необходимыми средствами защиты. Основная причина - это разрушение ранее действующей системы - разработки, производства, контроля за качеством, снабжением предприятий и непосредственной выдачей трудящимся средств индивидуальной защиты.
Осуществлению мероприятий по охране труда препятствует неотработанность вопросов, связанных с их финансированием. Неоправданное сокращение финансирования мероприятий по охране труда (в целом по республике более чем в 10 раз) или его отсутствие уже приводит практически к полной ликвидации на предприятиях служб охраны труда.
Отсутствие четко выработанной государственной политики в области охраны труда привело к тому, что в республике сложилось отношение к охране труда как к второстепенной задаче, а главным препятствием к реализации требований по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве повсеместно остается хозяйственный механизм, при котором социальные результаты в сфере труда являются второстепенными по отношению к экономическим.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально - технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием соответствующей нынешним условиям законодательной, нормативной и методической базы в этой области, в том числе определяющей структуру системы государственного управления охраной труда на всех уровнях. К тому же не отработан механизм, побуждающий предприятия принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и создающий устойчивую финансово - экономическую основу для реализации требований закона, норм и правил по охране труда. Не стимулирует предпринимателя к созданию здоровых и безопасных условий труда и действующая система льгот и компенсаций за ведение тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.
Формирование рыночных отношений предопределяет необходимость развития социального партнерства в выработке и реализации главных направлений создания нормальных условий жизнедеятельности человека на производстве, сохранения его жизни и здоровья, обеспечения социальной защиты, совершенствования соответствующей законодательной и нормативной базы. Однако возможности развития такого партнерства в деле охраны труда используются пока не в полной мере.
Необходимо особо отметить, что пока еще не сформирован надежный механизм обеспечения социальной защиты работающих от производственных травм, профессиональных заболеваний, что также требует разработки соответствующих решений.