Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

3. Основные направления в области формирования межбюджетных отношений


Приоритетные цели бюджетной политики сформулированы в государственной программе Мурманской области "Управление региональными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами".

Основной задачей бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, а также повышение прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Мурманской области путем:

- разработки методических рекомендаций для муниципальных образований по формированию и раскрытию финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, подлежащей размещению на сайтах муниципальных образований Мурманской области и едином портале бюджетной системы Мурманской области "Бюджет для всех";

- регулярной оценки (мониторинга) прозрачности деятельности муниципальных образований по управлению общественными финансами, в том числе на основе ведения рейтингов финансовой прозрачности.

В части межбюджетных отношений приоритетными направлениями являются:

- поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, включая недопущение принятия необеспеченных расходных обязательств, обеспечение соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам финансирования дефицита бюджета;

- содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;

- реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.

Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также формирование объемов данных трансфертов исходя из необходимости решения приоритетных задач социально-экономического развития.

Для сохранения уровня финансовой поддержки муниципальных образований с относительно низким уровнем подушевых налоговых и неналоговых доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом неснижения значений критериев выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований и размеров дотаций бюджету каждого муниципального образования, утверждаемых законом Мурманской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В рамках поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будет ежегодно учитываться потребность на реализацию Указов Президента РФ по повышению оплаты труда работникам бюджетной сферы, включая дополнительное распределение средств из федерального бюджета на реализацию Указов Президента РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Переход на долгосрочное бюджетное планирование обусловливает необходимость сокращения объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета, распределение которых осуществляется в течение финансового года. Преимущественное распределение межбюджетных трансфертов должно осуществляться законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Планируется проводить работу по сокращению количества субсидий, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета, с целью их консолидации для реализации приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.

От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, особенно в отдельных муниципальных образованиях, уровень муниципального долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством. В качестве условий предоставления кредитов будут использоваться дополнительные требования к ограничению наращивания прочих заимствований, оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов.

В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов органы местного самоуправления в целях их минимизации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств. Формирование и исполнение местных бюджетов необходимо осуществлять на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.

На областном уровне также будут продолжены мониторинг качества организации бюджетного процесса и поддержка муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

В целях содействия населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления предполагается разработка проекта поддержки местных инициатив и выделение из областного бюджета средств на софинансирование муниципальных программ по поддержке местных инициатив. На первом этапе планируется определить "пилотные" муниципальные образования, которые способны решить местные проблемы на основе приоритетов, определенных местными сообществами (с участием населения, органов местного самоуправления, представителей некоммерческих организаций и частного сектора), а также готовы нести ответственность за подготовку заявки на участие в конкурсе и реализацию инициативного проекта, в том числе за расходование средств и контроль качества осуществляемых работ.

27 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Данным Федеральным законом с 1 января 2015 года существенно сокращен перечень вопросов местного значения сельских поселений. При этом законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений.

На сегодняшний день отнесение вопросов местного значения к компетенции муниципальных районов потребует проведения дополнительных мероприятий по передаче имущества из собственности сельских поселений в собственность муниципальных районов, созданию новых учреждений (предприятий) либо решению вопросов по смене собственника существующих муниципальных учреждений (предприятий). В связи с этим предполагается с 1 января 2015 года закрепить вопросы местного значения за сельскими поселениями Мурманской области.