Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2015)

10. Развитие системы государственного финансового контроля


В Республике Хакасия в сфере финансового контроля действуют следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Хакасия от 10.06.2014 N 55-ЗРХ "О должностных лицах Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия и контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Хакасия, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля";

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 12.09.2014 N 452)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.

Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют реформирования системы государственного (муниципального) финансового контроля в Республике Хакасия, основанного на разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время на федеральном уровне планируется усовершенствовать существующую систему государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем в ходе осуществления комплексного реформирования необходимо провести соответствующую работу по разработке новых и приведению в соответствие федеральному законодательству действующих нормативных правовых актов Республики Хакасия в указанной сфере.

Также требуется на законодательном уровне определить понятие неэффективного использования бюджетных средств, ввести нормативное регулирование в части оценки эффективного использования бюджетных средств, критерии эффективности использования бюджетных средств, усовершенствовать классификацию выявленных нарушений, позволяющую однозначно определить вид выявленного нарушения и санкции, подлежащие применению, установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Несмотря на изложенные выше пробелы законодательства, эффективность контрольных мероприятий, проводимых на территории Республики Хакасия в истекший период, постоянно повышалась.

Так, за 2008 - 2012 годы количество контрольных мероприятий, проведенных Министерством финансов Республики Хакасия, увеличилось в четыре раза (с 14 в 2008 году до 54 в 2012 году). При этом в 2008 году общая сумма бюджетных средств, по операциям с которыми выявлены нарушения, составляла 18,0 млн. рублей, в 2010 году - 26,1 млн. рублей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)

С 2009 года при проведении проверок обращается внимание на эффективность расходования бюджетных средств. Так, в 2009 году выявлено 2,1 млн. рублей неэффективного расходования бюджетных средств, в 2010 году - 3,5 млн. рублей, в 2011 году - 7,4 млн. рублей, в 2012 году - 86,7 млн. рублей. Сумма выявленных нецелевых расходов бюджетных средств составила в 2008 году 8,6 тыс. рублей, в 2009 году - 1,8 млн. рублей, в 2010 году - 3,4 млн. рублей, в 2011 году - 10,6 млн. рублей, в 2012 году - 1,7 млн. рублей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)

В 2009 году на территории Республики Хакасия введена практика возбуждения дел об административных правонарушениях за нецелевое расходование средств.

В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности государственного (муниципального) финансового контроля мероприятия по его совершенствованию будут направлены на:

организацию действенного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований;

принятие дополнительных мер к организации действенной системы внутреннего контроля главными администраторами и распорядителями бюджетных средств, направленных на соблюдение стандартов и правил составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, соблюдения Административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер по повышению результативности (эффективности) использования бюджетных средств;

исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов при планировании и проведении контрольных мероприятий.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления (муниципальных органов), направленную на контроль:

соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;

экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Под внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами государственного (муниципального) финансового контроля, под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти (местными администрациями).

Правовое регулирование в сфере государственного (муниципального) финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса, прежде всего органами власти, в рамках бюджетного законодательства.

Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль (в том числе с правом создания структурных подразделений), направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам государственного (муниципального) финансового контроля, так и органам исполнительной власти и местным администрациям, организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.

Также особое внимание необходимо уделять контролю соблюдения органами местного самоуправления основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета.

В целях предотвращения дестабилизации бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия путем внедрения элементов внешнего финансового администрирования планируется продолжить практику заключения с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов.

Также необходимо продолжить ведение мониторинга своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, мониторинга состояния кредиторской задолженности, в том числе и по данным обязательствам.