Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2015)

6. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора)


Существующая в Республике Хакасия сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных услуг. Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел в республике лишь частично. Объем бюджетных расходов на обеспечение предоставления указанных услуг не зависит от качества этих услуг и опосредованно связан с их объемом.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место необходимо поставить вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и только потом оптимизацию бюджетных расходов на их обеспечение.

Повышение доступности и качества государственных услуг в социально значимых сферах деятельности планируется осуществить за счет:

- совершенствования правового статуса государственных учреждений;

- введения новых норм контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части выполнения государственного задания, о результатах проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий);

- повышения открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные услуги, для потребителей этих услуг;

- изменения механизмов финансового обеспечения государственных учреждений, оказывающих государственные услуги: перевода их в течение 2011 года со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания, а также предоставления права данным учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

- исключения субсидиарной ответственности республики по обязательствам бюджетных и автономных учреждений;

- расширения права государственных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, Перечень которого устанавливает Правительство Республики Хакасия.

В рамках данного направления Программы потребуются:

- разработка системы управления государственными услугами, включающей определение потребности в оказании государственных услуг, объемов услуг, нормативы финансовых затрат на оказание услуг, стандарты качества и порядок оказания услуг, порядок финансирования и отчетности;

- разработка единой методологии оценки качества предоставления государственных услуг с введением контроля качества фактически оказываемых услуг;

- обеспечение перевода бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание государственных услуг;

- разработка механизмов, ориентирующих руководителей и коллективы государственных учреждений на эффективное использование бюджетных средств и имущества, находящегося в собственности Республики Хакасия;

- проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Хакасия, важным элементом которого является разработка и представление в Министерство финансов Республики Хакасия сводных показателей государственных заданий органами исполнительной власти, разрабатывающими проекты государственных заданий на оказание государственных услуг республиканскими государственными учреждениями, в рамках подготовки проекта бюджета;

- принятие соответствующих актов Правительства Республики Хакасия по вопросам управления имуществом, находящимся в собственности Республики Хакасия.

Предпосылки для изменения сети государственных учреждений в Республике Хакасия были заложены Программой реформирования региональных финансов.

В результате сформирован и закреплен перечень государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, создана система проведения оценки потребности и качества государственных услуг. Осуществлен частичный перевод бюджетных учреждений в автономные в следующих сферах: физической культуры и спорта, лесного хозяйства, средств массовой информации.

Однако введенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" правовые нормы создали необходимость приведения в соответствие новым требованиям Перечня государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, системы проведения оценки потребности и качества государственных услуг, а также рекомендаций по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Хакасия.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.

В связи с тем, что сферы деятельности, в которых могут создаваться автономные учреждения, ограничены статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с последующими изменениями), в республике 4 из 28 автономных учреждений осуществляют деятельность вне сфер, установленных федеральным законодательством.

Совершенствование правового положения государственных учреждений проводится в Республике Хакасия путем реализации Постановлений Правительства Республики Хакасия от 30.11.2010 N 642 "О некоторых вопросах создания, реорганизации, ликвидации, а также изменения типа государственных учреждений Республики Хакасия" и от 03.09.2010 N 453 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Данными нормативными правовыми актами установлен порядок изменения типа бюджетного учреждения Республики Хакасия в целях создания казенного учреждения Республики Хакасия, а также изменения типа казенного учреждения Республики Хакасия в целях создания бюджетного учреждения Республики Хакасия. Утвержден Перечень автономных, казенных и бюджетных учреждений Республики Хакасия, подлежащих созданию путем изменения типа существующих государственных учреждений Республики Хакасия, а также учреждений, тип которых не подлежит изменению. Создание нового типа государственных учреждений - казенного, статус которого по сути совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, сопровождается дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные должна обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, и сведение их только к внесению изменений в Устав (Типовой устав) учреждения или Положение о нем.

Исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Хакасия является одним из критериев отнесения учреждений к типу казенных. Однако отсутствие нормативно закрепленного определения государственной функции затрудняет процедуру оценки отнесения государственных учреждений Республики Хакасия к типу казенных учреждений.

Согласно Закону Республики Хакасия от 10.12.2010 N 121-ЗРХ "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Республики Хакасия в переходный период" переходный период для принятия решения об изменении типа действующих государственных учреждений на территории Республики Хакасия вводится с 1 января по 31 декабря 2011 года. При этом в течение 2011 года финансирование действующей сети государственных учреждений планируется осуществлять на основании бюджетных смет.

Установленный переходный период позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).

В целях выявления неэффективных государственных учреждений для последующего изменения их типа, а также совершенствования правового положения государственных учреждений необходима реализация следующих мер:

- формирование Перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и государственными учреждениями Республики Хакасия по сферам деятельности на основе действующего законодательства;

- проведение мероприятий по изменению типа государственных учреждений с высокой долей доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на автономные учреждения;