В настоящее время система межбюджетных отношений в Республике Хакасия соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия. В полном объеме вступил в действие Закон Российской Федерации от 06.10.2006 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", практикуется передача полномочий между муниципальными образованиями, в полном объеме обеспечиваются средствами делегированные муниципальным образованиям полномочия Республики Хакасия, все виды межбюджетных трансфертов, передаваемых на местный уровень, распределяются в соответствии с утвержденными формализованными методиками.
Действующая система межбюджетных отношений способствует обеспечению сбалансированности местных бюджетов и выравниванию различий в бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями. Законом Республики Хакасия от 06.12.2007 N 87-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Хакасия государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений" органы местного самоуправления муниципальных районов наделены соответствующими государственными полномочиями. Таким образом, все муниципальные районы предоставляют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, обеспечивая принцип сбалансированности и равенства бюджетов поселений.
В качестве содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ на уровне муниципалитетов с 2006 года в республиканском бюджете предусматриваются субсидии на реформирование муниципальных финансов.
Политика в сфере межбюджетных отношений в Республике Хакасия основывается на укреплении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в целях создания необходимых условий для повышения эффективности выполнения ими своих полномочий.
Развитие межбюджетных отношений в Республике Хакасия сохранит свою основную тенденцию - поддержку мер по обеспечению сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов. В целях решения этих задач политику в области формирования межбюджетных отношений предлагается направить на:
формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание у органов местного самоуправления муниципальных образований стимулов по ее наращиванию;
обеспечение реструктуризации бюджетной сети муниципальных образований республики при сохранении объема и качества бюджетных услуг;
минимизацию бюджетных дефицитов муниципальных образований в целях сохранения стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств;
инвентаризацию, анализ финансового обеспечения и оптимизацию публичных обязательств муниципальных образований;
корректировку механизмов оказания финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Хакасия в целях повышения ее эффективности;
создание стимулов для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия ответственной финансовой политики и повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне;
повышение ответственности органов местного самоуправления Республики Хакасия за выполнение возложенных на них функций;
оказание методологической и консультационной помощи муниципальным образованиям Республики Хакасия в целях повышения эффективности и качества управления муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.
Предлагается продолжить и усовершенствовать практику распределения межбюджетных трансфертов между получателями на основании утвержденных методик и в соответствии с установленным Порядком.
В муниципальных образованиях в Республике Хакасия приняты аналогичные программы повышения эффективности бюджетных расходов, в которых отражены следующие основные моменты.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
1. В 2011 году в муниципальных образованиях сформирован трехлетний бюджет.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
2. С 01 января 2012 года финансирование нового типа бюджетных учреждений осуществляется исключительно в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Аналогичные решения приняты на местном уровне.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
3. Обеспечение роста собственных доходов местных бюджетов.
Доля муниципальных образований, в которых фактические доходы местного бюджета за отчетный период превысили первоначальный план, за период 2008 - 2010 годов составила: 2008 год - 69%, 2009 год - 23%, 2010 год - 54%, 2011 год - 92,3% и 2012 год - 53,8%.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Снижение значения показателя в 2012 году относительно 2008 года вызвано неблагоприятной финансово-экономической ситуацией в республике, которая стала причиной снижения доходов местных бюджетов относительно первоначально утвержденного плана.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Рост фактических доходов местного бюджета относительно первоначального плана характеризует деятельность органов местного самоуправления по повышению доходной базы. Комплекс мероприятий в данном направлении реализуется муниципальными образованиями в рамках муниципальных программ реформирования при участии в конкурсном отборе по распределению субсидий из республиканского бюджета на реформирование муниципальных финансов. Однако участие в конкурсе зачастую принимают более активные и развитые муниципальные образования с наиболее высоким уровнем профессионализма кадрового состава. В отстающих муниципальных образованиях реформирование финансов осуществляется только в соответствии с требованиями регионального законодательства. Учитывая данную проблему, в целях обеспечения роста собственных доходов местных бюджетов на республиканском уровне необходимо:
- проводить комплексную оценку деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала местных бюджетов в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 26.07.2010 N 87-од;
- оказывать методологическую и консультационную помощь муниципальным образованиям Республики Хакасия в целях повышения эффективности и качества управления муниципальными финансами, в том числе направленную на повышение поступления налоговых и неналоговых доходов.