Национальное многообразие Республики Саха (Якутия), являющееся фактором ее устойчивого социально-экономического развития, делает невозможным решение этнокультурных проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживают представители более 120 национальностей. В десятку наиболее крупных этнических сообществ республики по переписи 2002 года входят саха, русские, украинцы, эвенки (18 тыс.), эвены (12 тыс.), татары (11 тыс.), буряты (7,2 тыс.), белорусы, армяне (2,7 тыс.), башкиры (2,3 тыс.).
На 1 января 2011 года в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) зарегистрированы 69 общественных объединений, созданных по национально-культурному признаку, и 125 религиозных объединений. Кроме того, в Республике Саха (Якутия) действуют незарегистрированные общественные организации, в том числе 15 национально-культурных объединений и 13 отделений общественного движения "Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)".
Среди основных направлений деятельности Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) является поддержка и взаимодействие с общественными организациями - национальными общинами и религиозными объединениями Республики Саха (Якутия), занимающимися проблемами укрепления межнационального, межконфессионального мира и согласия, налаживания конструктивного диалога общества и органов государственной власти.
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 19.10.2015 N 720, от 31.08.2016 N 1382)
Абзац утратил силу. - Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 19.10.2015 N 720.
Благодаря системной работе со всеми общественными национально-культурными и религиозными объединениями, в республике достигнут диалог власти с институтом гражданского общества, стабильная межнациональная и межрелигиозная ситуация.
Между тем следует отметить, что маргинализация этнических и религиозных факторов приводит к росту протестных настроений, экстремизма и создает благодатную почву для использования протестных настроений. Настоящее и будущее республики и в целом Российской Федерации, развитие как демократического правового государства, обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального мира и межрелигиозного согласия. Об единстве российской нации, сохранении самобытности народов России, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений говорилось в заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации 11 февраля 2011 г. в г. Уфе, по итогам которого Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил всем субъектам Российской Федерации провести работу по гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Российской Федерации.
Следует отметить, что в последнее время в Республике Саха (Якутия) выросло количество привлекаемой из стран ближнего и дальнего зарубежья рабочей силы - представителей трудовой миграции в реализации мегапроектов, а также для участия в строительстве объектов социального и производственного назначения, что может создать дополнительный фактор дестабилизации экономического и социально-политического положения.
Настоящая подпрограмма предполагает социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ Республики Саха (Якутия), учитывающее как этническое и религиозное многообразие республики и страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у граждан вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности.
Исходя из этого, подпрограмма предусматривает поддержку образовательных, информационно-просветительских инициатив, направленных на противодействие экстремизму и терроризму, формирование у жителей и гостей республики установки позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, усиление этнокультурной и информационной связности республики с другими регионами Российской Федерации и зарубежья, а также поддержку гражданских инициатив.
Подпрограмма имеет межведомственный характер, что позволит повысить эффективность реализуемых проектов и мероприятий, оказать максимальное воздействие на позитивное развитие социальных процессов в республике, поднятие имиджа республики на российском и международном уровне.
Для разработки стратегии развития подпрограммы с целью выявления проблем проведен SWOT-анализ:
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Стабильная ситуация в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений в Республике Саха (Якутия). 2. Отсутствие конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве. 3. Отсутствие экстремистских националистических организаций на территории Республики Саха (Якутия). | 1. Осложнение ситуации в сфере межнациональных отношений в отдельно взятых регионах Российской Федерации, которое может отразиться и в других, в т.ч. в Республике Саха (Якутия) в связи с привлечением трудовой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья в реализации экономических мегапроектов. 2. Риск попадания граждан республики в секты и деструктивные культы вследствие недостаточной осведомленности населения в сфере религии. |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Создание условий для обеспечения права на свободу совести и вероисповедания. 2. Эффективное внедрение результатов взаимообогащения, обмена достижениями в области национальной культуры, как одно из условий стабильности национальной политики Республики Саха (Якутия). | 1. Политизация религиозного фактора, использование нетрадиционных религиозных объединений для культурно-религиозной экспансии иностранных государств. 2. Снижение национального самосознания и идентичности представителей разных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). |