Действующий

Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы (с изменениями на 6 февраля 2020 года)



IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках Государственной программы


Основой новой экологической политики должна стать обновленная система экологического регулирования, соответствующая приоритетам развития страны до 2020 года и новому - постиндустриальному - уровню развития российского общества и изложенная в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и в Плане действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р.


Достижение целей развития и повышения качества окружающей среды требует проведения оптимизации мер государственного регулирования в данной сфере, предусматривающей, с одной стороны, снижение требований в отношении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих минимальное, незначительное или умеренное воздействие на окружающую среду, с другой - повышение эффективности мер регулирования в отношении особо опасных объектов.


Одной из основных задач в сфере регулирования негативного воздействия на окружающую среду является обеспечение реализации планируемых к принятию на федеральном уровне нормативных правовых актов, предусматривающих:


- создание новой системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающей категорирование объектов негативного воздействия на окружающую среду по степени воздействия, сокращение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется нормирование, создание системы технологического нормирования для крупных загрязнителей на принципах наилучших технологий;


- внедрение экономических стимулов для модернизации производства и использование экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих технологий;


- в сфере обращения с отходами производства и потребления обеспечение утверждения и периодического обновления органами государственной власти области балансовой схемы образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления, освобождение от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение воздействия на окружающую среду, снижение административных барьеров для развития предприятий, организующих переработку отходов;


- в сфере биологического разнообразия и ООПТ разработку и утверждение стратегий сохранения наиболее значимых объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ярославской области, совершенствование подходов к их ведению, ужесточение административной ответственности за нарушения режима ООПТ, расширение полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений на ООПТ;


- в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разработку мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых и дальнейшее совершенствование института первооткрывательства, совершенствование порядка осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, сокращение избыточного государственного регулирования, направленное на снижение административных барьеров в сфере недропользования;


- в сфере использования и охраны водных ресурсов создание механизмов экономического стимулирования рационального использования водных ресурсов, в том числе внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, и сокращение сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, регламентацию хозяйственного использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, усиление ответственности за нарушение установленных требований в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;


- в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов совершенствование налогообложения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, снижение административных барьеров за счет унификации системы разрешений на добычу охотничьих ресурсов и совершенствования налогообложения данной сферы, предусматривающего снижение административных издержек охотников по получению разрешений на добычу охотничьих ресурсов, перевод оказания данной услуги в электронный вид.


Переход на новую систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды займет 10 лет. Такое же время потребовалось для организации этого процесса в государствах Европейского союза.


В 2014 - 2016 годах предусматривается осуществить постановку на государственный учет всех объектов хозяйственной деятельности, осуществить дифференциацию предприятий по степени воздействия на окружающую среду, адаптировать к российским условиям отраслевые справочники наилучших доступных технологий. За этот период хозяйствующие субъекты должны подготовить планы мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.


С 2017 года планируется ввести требование об обязательности проектирования и строительства новых объектов с учетом наилучших доступных технологий. Будет осуществлен переход на выдачу комплексных разрешений и декларирование негативного воздействия на окружающую среду.


С 2018 года планируется увеличить коэффициенты платы за выбросы (сбросы) вредных (загрязняющих) веществ в пределах временно разрешенных и за выбросы (сбросы), осуществляемые с их превышением.