ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 года N 803-ПП
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 14 июля 2022 года N 466-ПП
____________________________________________________________________
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов и обеспечения экологической безопасности на территории Свердловской области, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Свердловской области (прилагаются).
2. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (А.В. Заленский), осуществляющему надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Свердловской области, проводить проверку планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на предмет соответствия требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Свердловской области, утвержденным настоящим Постановлением.
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 20.06.2006 N 527-ПП "Об утверждении Правил по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 6-2, ст. 817) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 15.10.2009 N 1401-ПП.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Руководителя Аппарата Правительства Свердловской области А.Р. Салихова.
5. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Свердловской области
1. Настоящие требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, территориального, регионального и федерального значения, а также принципы организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации, в пределах Свердловской области.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов от ее общей грузоподъемности;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при прорыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
3. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов, определяемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы Свердловской области либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы Свердловской области;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планом должны предусматриваться:
1) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
2) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
3) организация взаимодействия сил и средств;
4) состав и дислокация сил и средств;
5) организация управления, связи и оповещения;
6) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
7) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
8) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
9) географические, гидрометеорологические, навигационно-гидрографические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации;
10) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
11) график проведения мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
12) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
1) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
2) площадь разлива, а также конфигурация и направление разлива с учетом рельефа местности или вертикальных отметок территории;
3) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
4) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
5) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
6) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории и внутренние водоемы;
7) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
8) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в Свердловской области;
9) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
10) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
11) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
12) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать четырех часов при разливе в акватории и шести часов при разливе на почве.
6. Планы в пределах границ Свердловской области разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
Планы организаций для чрезвычайной ситуации локального значения утверждаются их руководителями и органом (работником), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, в составе или при органе местного самоуправления по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для опасных производственных объектов I, II, III, IV классов опасности.
Планы организаций для чрезвычайной ситуации муниципального значения утверждаются их руководителями и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области по согласованию с Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для опасных производственных объектов I, II, III, IV классов опасности.
Планы организаций для чрезвычайной ситуации территориального значения утверждаются их руководителями, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области по согласованию с Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для опасных производственных объектов I, II, III, IV классов опасности.
Планы организаций для чрезвычайной ситуации регионального значения утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для опасных производственных объектов I, II, III, IV классов опасности, Уральским региональным центром Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Планы организаций для чрезвычайной ситуации федерального значения утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для опасных производственных объектов I, II, III, IV классов опасности, Уральским региональным центром Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, разрабатывают планы муниципальных образований на основании планов организаций, находящихся на территориях муниципальных образований, по согласованию с органом (работником), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, в составе или при органе местного самоуправления. План утверждается Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области и комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области.
7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
1) причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
2) описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
3) оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
4) затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
5) расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
6) уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
7) состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
8) предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему копии акта расследования инцидента на опасных производственных объектах I, II, III, IV классов опасности, необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности не менее пяти лет.
8. В целях отработки планов федерального и регионального значения проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в два года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, муниципального и территориального значения, определяются Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области.