ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 06 октября 2014 года N 453-УГ


О проекте "Уральская инженерная школа"

(в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)


В целях обеспечения условий для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала Свердловской области, активного вовлечения работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей молодежи, формирования осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 44 Устава Свердловской области, постановляю:


1. Одобрить проект "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2034 годы (прилагается).


(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)


2. Правительству Свердловской области (Д.В. Паслер) в срок до 01 ноября 2014 года:


1) - 2) утратили силу. - Указ Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ;


3) предусмотреть при формировании проекта областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов финансирование первоочередных мероприятий проекта "Уральская инженерная школа" на 2015 год.


(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)


3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Свердловской области Д.В. Паслера.


4. Настоящий Указ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ


г. Екатеринбург
6 октября 2014 года
N 453-УГ



К Указу
Губернатора Свердловской области
от 6 октября 2014 г. N 453-УГ



ПРОЕКТ "УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА" НА 2015 - 2034 ГОДЫ

(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)




Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние региона. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства, на долю которых приходится 45 процентов производимой в Российской Федерации промышленной продукции. Доля промышленного комплекса составляет около 30 процентов в структуре валового регионального продукта Свердловской области.


Промышленность региона представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в структуре которого отмечается высокий удельный вес базовых отраслей - черной и цветной металлургии, машиностроения.


Обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе.


Устойчивое функционирование и развитие промышленного сектора экономики, как в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке, так и с учетом задачи обеспечения импортозамещения в промышленности и потребительском секторе, требует поиска путей для существенного повышения эффективности производства уже освоенной продукции и для опережающей разработки новых инновационных технологий производства и изделий, выпускаемых на их основе. Решение этой задачи невозможно без наличия достаточного количества инженерных и рабочих кадров требуемой квалификации.


На данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров по ряду специальностей. Наиболее остро работодатели испытывают потребность в работниках следующих специальностей: инженер металлообработки, инженер промышленной электроники, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-сварщик, наладчик станков с числовым программным управлением, химик-технолог, инженер-лаборант. Существует острая нехватка подготовленных специалистов в области разработки и проектирования металлургических процессов.


Доля специалистов высшего уровня квалификации составляет лишь 5 процентов от заявленной работодателями потребности.


Указанный дефицит приобрел затяжной характер вследствие сложности процесса инвестирования в человеческий капитал, причем нехватка квалифицированных специалистов наблюдается на всех стадиях воспроизводства жизненного цикла промышленной продукции, начиная с технической подготовки производства и заканчивая эксплуатацией оборудования.


На данный момент промышленные предприятия Свердловской области укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами лишь на 70 процентов. Обстановка обостряется тем, что средний возраст высококвалифицированного инженерно-технического персонала составляет 53 года и выше.


Проблема усугубляется сформировавшимся разрывом между квалификационными требованиями работодателей и образовательными стандартами, возросла диспропорция между спросом и предложением квалифицированных инженерных кадров на рынке труда.


Несмотря на сохраняющуюся в последние годы в Свердловской области тенденцию выбора экзамена по физике в рамках государственной итоговой аттестации не менее 25 процентами учащихся 11-х классов, общая численность абитуриентов, готовых поступать в высшие учебные заведения (далее - ВУЗ) Свердловской области для обучения по инженерным специальностям, а также численность выпускников ВУЗов, готовых прийти на предприятия Свердловской области для работы в качестве инженеров и конструкторов, не удовлетворяет запросам работодателей и ВУЗов Свердловской области.


Существенной корректировки требует качество знаний абитуриентов по предметам естественно-научного цикла и математике, подтверждением чему является показатель среднего балла по итогам сдачи Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).


В предшествующем периоде, благодаря введенной в Свердловской области трехэтапной системе подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, обеспечена четкая положительная динамика показателей сдачи ЕГЭ практически по всем предметам, в результате чего средний балл ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла в Свердловской области опережает общероссийские показатели. Тем не менее, средние баллы по итогам сдачи ЕГЭ школьниками Свердловской области по физике (48 баллов), математике (46 баллов), химии (61,3 балла) свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по повышению качества обучения.


Необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального и высшего образования.


В настоящее время на региональном уровне имеются положительные примеры реализации совместных частно-государственных проектов образовательных организаций и хозяйствующих субъектов в области образования.


Перспективными организационными формами партнерства бизнеса и образования в данной сфере являются инновационно-образовательные кластеры, ресурсные центры на предприятиях, учебно-производственные комплексы, научно-образовательные центры, центры развития компетенций, базовые кафедры высших учебных заведений, заводы-втузы. Такие структуры призваны решать задачу совместной реализации программ среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата, проектной и технологической магистратуры, широкого спектра программ переподготовки и повышения квалификации технологической направленности.


В частности, собственную корпоративную образовательную систему, которая может стать основой инновационно-образовательного кластера, формирует Уральская горно-металлургическая компания (далее - УГМК). С целью подготовки персонала, отвечающего требованиям современного производства, УГМК совместно с федеральным государственным автономных образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина" создал корпоративный "Технический университет УГМК". Университет не дублирует государственную систему образования, а дополняет к базовым профессиональным знаниям конкретные практические навыки. Образовательные программы "Технического университета УГМК" разрабатываются на основе реальных производственных потребностей и корпоративных профессиональных стандартов.


На территории Первоуральского новотрубного завода построен Образовательный центр группы ЧТПЗ, включающий экспериментальный и лабораторный корпуса общей площадью 2000 кв. метров. Образовательный центр обучает 400 студентов Первоуральского металлургического колледжа, используя самые современные учебные технологии и принципы дуальной системы образования. Более половины учебного времени учащиеся проводят на ключевых участках производства, перенимая навыки работы на конкретных станках и оборудовании. Для общего развития вводятся дополнительные курсы по истории, культурологии, религии.


Кроме того, в регионе созданы и функционируют учебные центры на базе машиностроительных предприятий и образовательных учреждений области. На сегодняшний день подготовку и переподготовку специалистов по востребованным специальностям осуществляют на площадях общества с ограниченной ответственностью "Уральская машиностроительная корпорация "Пумори", открытого акционерного общества "Уралмашзавод", федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", открытого акционерного общества "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина", открытого акционерного общества "НПК "Уралвагонзавод".


Несмотря на реализуемые в рамках частно-государственного партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений отдельные проекты в области подготовки востребованных инженерных кадров, сократить в масштабах региона разрыв между спросом и предложением квалифицированных работников на рынке труда пока не удается.


В этой связи задача по обеспечению экономики Свердловской области квалифицированными рабочими и инженерными кадрами требует системного решения на основе программно-целевого подхода.


Проект "Уральская инженерная школа" (далее - Проект) определяет основные концептуальные подходы к развитию системы подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Свердловской через создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, является основой для формирования соответствующих разделов в структуре государственных программ Свердловской области и призван обеспечить возрождение и развитие уральской инженерной школы.


(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)



Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)



Целью Проекта является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.


(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)


Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения основных задач:


1) формирование у обучающихся осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля;


2) создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям;


3) формирование условий для поступления молодых рабочих и инженерных кадров на промышленные предприятия Свердловской области и максимально полной реализации творческого потенциала молодых специалистов.



Глава 3. СРОКИ, ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)



Реализация Проекта планируется в период 2015 - 2034 годов и предусматривает 4 этапа.


(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)


Первый этап: 2015 - 2016 годы - "пилотный" этап.


Апробация отдельных мероприятий Проекта, преимущественно на условиях частно-государственного партнерства для оценки соответствия фактической эффективности мероприятий ожидаемым результатам. Проект реализуется преимущественно на уровне отдельных образовательных организаций в 1 - 3 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и является основой для перехода к реализации на уровне региона в целом.


(в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 N 307-УГ)


Второй этап: 2017 - 2018 годы - распространение опыта реализации пилотного этапа в системе образования Свердловской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»