ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О СОБРАНИЯХ (СХОДАХ) И КОНФЕРЕНЦИЯХ ГРАЖДАН В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
1. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Красноярского края и Законом Красноярского края "О местном самоуправлении в Красноярском крае" определяет правовые основы проведения собраний (сходов) и конференций граждан по месту их жительства с целью осуществления местного самоуправления.
2. Положения настоящего Закона могут применяться в отношении собраний (сходов) и конференций граждан по месту жительства, проводимых с целью осуществления территориального общественного самоуправления, если это будет предусмотрено законами края, уставом муниципального образования, актами представительного органа местного самоуправления.
3. Положения настоящего Закона не распространяются на собрания и конференции граждан, проводимые в общественных объединениях, трудовых и учебных коллективах, жилищных товариществах и кооперативах, других организациях, на собрания, проводимые в качестве мирных массовых акций населения, а также на собрания, порядок проведения которых регулируется иным специальным законодательством.
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
собрание граждан в муниципальном образовании (далее - собрание) - совместное заседание (присутствие) граждан для обсуждения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления, и их непосредственного решения и (или) выражения мнения по ним, а также для выявления мнения населения по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти края, если такое выявление предусматривается законами края;
конференция граждан в муниципальном образовании (далее - конференция) - совместное заседание представителей (делегатов), избранных в установленном настоящим Законом порядке гражданами по месту жительства, для обсуждения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления, и их непосредственного решения и (или) выражения мнения по ним, а также для выявления мнения населения по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти края, если такое выявление предусматривается законами края;
гражданин - физическое лицо, обладающее активным избирательным правом на местных выборах в соответствующем муниципальном образовании согласно федеральным законам и законам края;
население - совокупность граждан определенной территории (территории муниципального образования или территории части муниципального образования), устанавливаемая по данным учета избирателей;
юридически обязательное решение собрания, конференции - решение, принятое собранием, конференцией и содержащее юридические предписания нормативного или индивидуального характера.
2. Уставом муниципального образования или актом представительного органа местного самоуправления может быть предусмотрено использование для обозначения собрания понятия "сход".
3. В настоящем Законе понятия и термины, определение которых не приведено в пункте 1 настоящей статьи, используются в значении, которое указано в определениях, закрепленных в федеральных законах, настоящем Законе и других законах края, а в случае отсутствия таких определений - в значении, которое вытекает из положений федеральных законов и законов края.
1. Организация и проведение собраний, конференций на территории края должны соответствовать обязательным правилам, установленным настоящим Законом.
2. Правила, установленные настоящим Законом и касающиеся компетенции собраний, конференций, порядка их созыва и проведения, принятия и изменения их решений, могут конкретизироваться и дополняться уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, его положения применяются к собраниям, конференциям постольку, поскольку уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления не установлено иное.
1. Собрания, конференции могут проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других внутримуниципальных территориях).
2. Если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования, допускается проведение по единой повестке дня собраний раздельно на территориях, являющихся частями территории, на которой проводится соответствующее собрание, с последующим суммированием их результатов при условии полного охвата такими собраниями населения всей указанной территории (всего муниципального образования или его определенной части). Указанные собрания должны быть проведены на всей территории в течение периода, не превышающего двух дней.
3. По вопросам, затрагивающим интересы населения двух и более муниципальных образований, а также в иных, установленных законами края случаях, собрания, конференции могут проводиться на территории, входящей в различные муниципальные образования. При этом организация таких собраний, конференций должна предусматривать раздельные (по муниципальным образованиям) созыв, подготовку, регистрацию участников, определение кворума, голосование и определение его результатов.
Результаты голосований на таких собраниях, конференциях не суммируются.
4. На территориях, население которых составляет не более тысячи граждан, могут проводиться собрания и конференции, а на территориях, население которых составляет более тысячи граждан, могут проводиться только конференции. На территориях, на которых допустимо проведение собраний, конференции должны проводиться только в случаях, когда проведение собраний в силу размеров соответствующей территории, неудовлетворительного транспортного сообщения и иных подобных причин невозможно или затруднено.
5. Собрания в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, могут проводиться на территориях, население которых не превышает двух тысяч граждан.
6. Настоящим Законом и законами края, а также уставом муниципального образования могут быть установлены иные требования к численности населения территории, на которой допустимо проведение собраний и конференций для обсуждения и решения отдельных вопросов.
1. Принимать участие в собраниях с правом решающего голоса могут все граждане, относящиеся к населению территории, на которой проводится собрание.
2. Принимать участие в конференции с правом решающего голоса могут все избранные в установленном порядке представители (делегаты); с правом совещательного голоса - все граждане, относящиеся к населению территории, на которой проводится конференция.
3. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании, конференции в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности и других подобных обстоятельств запрещаются.
4. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено участие в собрании, конференции с правом совещательного голоса граждан, не проживающих на соответствующей территории, но являющихся собственниками недвижимого имущества, расположенного на этой территории, уплачивающих налоги в местный бюджет и заявивших о своем желании участвовать в работе собрания, конференции, а также постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории граждан государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
5. Граждане участвуют в собраниях, конференциях добровольно и свободно. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на граждан с целью участия или неучастия в собрании, конференции, а также на их свободное волеизъявление.
6. Граждане участвуют в собраниях, конференциях на равных основаниях. Каждый гражданин, в том числе представитель (делегат) на конференции, имеет один решающий голос.
7. Право на участие в собрании, конференции с правом решающего голоса осуществляется гражданином лично и не может быть передано другим лицам. Голосование за других лиц не допускается.
8. Во время подготовки к собранию, конференции и во время их проведения граждане вправе вести агитацию по любому вопросу, рассматриваемому на собрании, конференции.
1. Собрания, конференции проводятся для обсуждения вопросов местного самоуправления с целью выявления мнения населения либо с целью принятия по итогам обсуждения юридически обязательных решений.
2. На любых собраниях, конференциях могут обсуждаться любые, касающиеся местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании (муниципальных образованиях) вопросы с целью выявления мнения населения (рассматриваться проекты правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, заслушиваться информация, подписываться обращения, вноситься предложения по назначению на должности и освобождению от должности назначаемых должностных лиц местного самоуправления и т.д.).
3. Юридически обязательные решения могут приниматься только на собраниях, конференциях, проводимых на территории муниципального образования в целом, и только в случаях и с соблюдением условий, указанных в федеральных законах, законах края, уставе муниципального образования. Законом края, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены случаи и условия принятия юридически обязательных решений на собраниях, конференциях, проводимых на части территории муниципального образования.
4. На собраниях, конференциях, проводимых на всей территории муниципального образования, могут приниматься юридически обязательные решения по следующим вопросам:
1) утверждение структуры органов местного самоуправления;
2) установление перечня объектов муниципальной собственности, которые не подлежат приватизации;
3) утверждение плана застройки территории;
4) установление разовых добровольных взносов жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения;
5) объявление конкурсов, смотров и подведение их итогов;
6) присвоение звания "Почетный житель (гражданин)".
5. Принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений может осуществляться только на собраниях, проводимых на всей территории муниципального образования.
6. Собрания, конференции не могут принимать юридически обязательных решений по следующим вопросам:
1) планы и программы развития муниципального образования, отчеты об их исполнении;
2) бюджет муниципального образования, отчет о его исполнении;
3) порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
4) местные налоги, сборы и льготы по ним;
5) чрезвычайные и срочные меры по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) исполнение и изменение финансовых обязательств муниципального образования.
7. В случаях, когда из предписаний закона края или устава муниципального образования вытекает, что принятие юридически обязательных решений отнесено к компетенции только собрания, решение, принятое по соответствующему вопросу конференцией, является выражением мнения населения.
8. Компетенция собрания, осуществляющего полномочия представительного органа местного самоуправления, определяется в соответствии с предписаниями статьи 24 настоящего Закона.
1. Собрание, конференция могут быть созваны по инициативе:
1) группы граждан, имеющих право на участие в собрании, конференции. Минимальное количество граждан, образующих указанную группу, определяется уставом муниципального образования или нормативным актом представительного органа местного самоуправления. При этом данное количество не может быть более 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в собрании, конференции. Если уставом муниципального образования или нормативным актом представительного органа местного самоуправления не определено указанное количество граждан, то оно равняется 5 процентам от числа граждан, имеющих право на участие в собрании, конференции;
2) не менее одной третьей части депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления от их общего установленного числа;
3) главы муниципального образования;
4) Законодательного Собрания края;
5) Губернатора края;
6) других субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. Законодательное Собрание края и Губернатор края могут инициировать проведение собрания, конференции лишь для обсуждения связанных с осуществлением местного самоуправления в данном муниципальном образовании вопросов, решение которых отнесено федеральным законом или законом края к ведению органов государственной власти края, и при решении которых необходимо выявить и учесть мнение населения.
3. Инициатива граждан о проведении собрания, конференции должна быть оформлена в виде письменного заявления инициативной группы, в котором указываются вопросы, выносимые на рассмотрение собрания, конференции, ориентировочные сроки проведения, территория, на которой оно должно проводиться. Заявление подписывается членами инициативной группы с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, его заменяющего, и оформляется согласно приложению 1 к настоящему Закону.
4. К указанному в пункте 3 настоящей статьи заявлению прилагаются подписные листы с подписями граждан в поддержку инициативы проведения собрания, конференции. В подписных листах указываются вопросы, выносимые на собрание, конференцию, ориентировочные сроки проведения собрания, конференции, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего инициативу о созыве собрания, конференции, адрес места жительства. Гражданин, поддерживающий инициативу о созыве собрания, конференции, собственноручно ставит в подписном листе подпись и указывает дату внесения подписи. Подписные листы заверяются лицом, осуществляющим сбор подписей, с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии, номера и даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, адреса места жительства и одним из членов инициативной группы. Бланки подписных листов изготавливаются по форме, установленной приложением 2 к настоящему Закону.
5. Организация инициативной группы по сбору подписей под требованием о проведении собрания, конференции, порядок ведения сбора подписей, проверки подлинности подписей определяются положениями закона края о местном референдуме, регулирующими сбор подписей под требованием о его проведении.
6. Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, Законодательного Собрания края, Губернатора края, других субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования, оформляется в виде письменного заявления, в котором указываются вопросы, предусмотренные для заявления согласно пункту 3 настоящей статьи, и которое оформляется согласно приложению 1 к настоящему Закону. Заявление подписывается инициатором (инициаторами) созыва, а если инициатором выступает коллегиальный орган - руководителем этого органа. К заявлению, направляемому от имени коллегиального органа, прилагается акт, принятый им по вопросу об инициировании собрания, конференции.
7. Указанные в пунктах 3 и 6 настоящей статьи заявления с инициативой о созыве собрания, конференции направляются в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный созвать собрание, конференцию.
1. Собрание созывается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.