Недействующий

О РАЗВИТИИ СЕТИ ШКОЛ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ФАКТОРАМИ РИСКА

ИНТЕНСИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

 Возраст,
 годы  

 Интенсивность (пульс ударов в минуту)         

 Низкая ==> умеренная  

 Умеренная ==> значительная

30       

 105 - 133       

 133 - 162          

40       

 99 - 126        

 126 - 153          

50       

 94 - 119        

 119 - 145          

60       

 88 - 112        

 112 - 136          

70       

 83 - 105        

 105 - 128          

80       

 77 - 98         

 98 - 119          


Стресс. Причины стресса. Методы преодоления стресса. Аутогенная тренировка

Стресс и употребление алкоголя (Оганов Р.Г., с соавт., 2003)

Стресс - это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает.

Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.

К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций, как ярко эмоционально окрашенных, так и "немых", замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, "ухода в себя" и пр.).

К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления - мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка ("астма"), боли в сердце, боли различной локализации. Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.

Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует. Важна правильность постановки проблемы - не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.

Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса (Оганов Р.Г., с соавт., 2003)

Стрессоры - факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на:

- стрессоры управляемые (зависят от нас);

- стрессоры неуправляемые (неподвластные нам);

- стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.

Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источниками стресса.

Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций. К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения.

Например:

 Стрессоры  

 Черты характера, поведения, помогающие
 преодолевать стрессоры              

Перегрузки на
работе        

1. Умение управлять собственным временем
2. Умение равномерно распределять нагрузки,
планировать дела
3. Умение работать в коллективе, не брать всю
работу на себя, считая, что другие
сделают ее хуже
4. Умение определить приоритеты при выполнении
дел
5. Умение рационально распределять ресурсы
(финансовые, людские), не делать или стараться не
делать несколько дел одновременно
6. Умение использовать перерывы в работе для
отдыха или переключения на другие проблемы,
уверенность в себе
7. Наличие социальных навыков общения, управления
конфликтами                                      

Загруженность
домашними
делами        

1. Умение все делать вовремя, не оставлять мелкие
дела на "потом"
2. Умение распределить обязанности по дому между
членами семьи
3. Умение планировать домашнюю работу
4. Умение ставить конкретно достижимые, реальные
цели и научиться "поощрять себя" за их выполнение

Конфликты с
начальством   

1. Навыки межличностного общения
2. Уверенность (но не самоуверенность) в
поведении
3. Профессиональная компетентность
4. Честность и трудолюбие и прочее               


Предложите слушателям самостоятельно оценить собственные стрессоры и попытаться найти (предположить) пути их преодоления. Поэтому в этой информационной части постарайтесь не обсуждать глубоко проблему (для этого предоставится возможность чуть позднее), иначе можно выйти за временные рамки занятия.

Методы преодоления стресса (Оганов Р.Г., с соавт., 2003)

Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменения отношения) и комплексные. Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами. К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод "прямого действия" на стрессор?

Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса, без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы ("Мастер на все руки" может нанести вред себе, окружающим и прибору С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

Оценить, в чем причина стрессовой ситуации: в неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: "Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?" Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления или только в присутствии конкретных лиц? При недостатке умения выполнять что-то надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.