УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 26 мая 2004 года N 226-орг
О РАЗВИТИИ СЕТИ ШКОЛ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ФАКТОРАМИ РИСКА
В целях совершенствования деятельности учреждений здравоохранения края по профилактике хронических неинфекционных заболеваний, в рамках реализации Приказа Минздрава РФ от 23.09.03 N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации" и в соответствии с п. 2.3 Положения об управлении здравоохранения администрации Красноярского края, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 09.04.02 N 87-п,
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска (приложение 1).
1.2. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска (форма 1-профи), приложение 2.
1.3. Карту учета эффективности обучения в школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска (форма 2-профи), приложение 3.
1.4. Инструкцию по заполнению вновь вводимых учетных документов (приложение 4).
1.5. Методику проведения занятий в школе для пациентов с язвенной болезнью (приложение 5).
1.6. Методику проведения занятий в школе для пациентов с бронхиальной астмой (приложение 6).
1.7. Методику проведения занятий в школе для пациентов с артериальной гипертонией и атеросклерозом (приложение 7).
1.8. Методику проведения занятий в школе для пациентов с факторами риска (приложение 8).
2. Главным специалистам управления здравоохранения администрации Красноярского края: терапевту (Кононова), кардиологу (Шульман), гастроэнтерологу (Николаева), пульмонологу (Пучко), аллергологу (Тесленко), эндокринологу (Догадин), главному врачу Красноярского краевого Центра медицинской профилактики (Кутумова) организовать регулярное обучение медицинских работников, проводящих занятия в школах для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска.
3. Рекомендовать руководителям органов и учреждений здравоохранения края:
3.1. Нормативы по формированию плана обучения пациентов в школах для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска (приложение 9).
3.2. Схему годового отчета врача и (или) фельдшера, ведущих обучение в школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска (приложение 10).
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
И.о. начальника управления
Е.Е.КОРЧАГИН
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ФАКТОРАМИ РИСКА
1.1. Школа для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска (далее - Школа) организуется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания стойкой компенсации, развития мотивации у пациентов к изменению образа жизни.
1.2. Школа является структурным подразделением кабинета (отделения) медицинской профилактики или специализированного (терапевтического) отделения стационара учреждения здравоохранения.
1.3. Школа открывается по приказу главного врача учреждения здравоохранения в рамках штатного расписания, с определением плана по количеству пациентов, нуждающихся в обучении (приложение 9).
1.4. Работа Школы осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми, ведомственными документами и настоящим Положением.
1.5. Руководство Школой осуществляет врач или фельдшер отделения (кабинета) медицинской профилактики, специализированного (терапевтического) отделения стационара учреждения здравоохранения.
1.6. Врач или фельдшер, проводящие занятие в Школе, регулярно (не реже 1 раза в 5 лет) проходят повышение квалификации.
2.1. Основная цель Школы - оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
2.2. Основными задачами Школы являются:
- повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
- повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
- формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
- формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов, составлению плана индивидуального оздоровления.
3.1. Основной деятельностью Школы является обучение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска по типовым программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска, обучающихся в Школе.
3.3. Анализ эффективности обучения пациентов в Школе.
3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа.
4.1. Для своего функционирования Школа должна иметь:
столы и стулья в количестве 10 - 15 штук;
доску классную;
напольные весы;
ростомер;
набор наглядных пособий (плакаты, муляжи, образцы, средства введения препаратов - шприцы, шприц-ручки, небулайзеры, дискхалеры и пр.);
средства самоконтроля для каждого заболевания (при сахарном диабете - глюкометры, тест-полоски для определения сахара крови и мочи; при артериальной гипертонии - аппарат для измерения давления; при бронхиальной астме - пикфлуометры);
методические материалы для больных (дневники, памятки и пр.);
аптечку для экстренной помощи;
аудио- и видеоаппаратуру, аудио- и видеоматериалы.
5.1. Уровень госпитализации больных по поводу заболеваний.
5.2. Уровень экстренной госпитализации.
5.3. Уровень обращаемости за скорой медицинской помощью по поводу заболеваний.
5.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
5.5. Первичный выход на инвалидность.
Главный врач
Красноярского краевого Центра
медицинской профилактики
О.Ю.КУТУМОВА
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПРОШЕДШИХ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ (ФОРМА 1-ПРОФИ)
N | Дата | ФИО | Возраст | Адрес | Категория | Давность | Инвалидность | Кратность | ФИО врача |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
КАРТА УЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (ФОРМА 2-ПРОФИ)
N | N в журнале | ФИО | Дата | Адрес, | Категория | Диагноз | Дата | Дата | Дата начала | Дата | ФИО врача |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Временная утрата трудоспособности | Госпитализация | Острые осложнения | |||||||||||
До обучения | После обучения | До обучения | После обучения | После обучения | |||||||||
Дата | Причина | Число дней | Дата | Причина | Число дней | Дата | Причина | Число | Дата | Причина | Число | Дата | Вид |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Журнал заполняется врачом или фельдшером, проводившими обучение в Школе, и хранится три года.
В графе 1 указывается порядковый номер записи. В графе 2 записывается дата начала занятий - первый день. В графе 3 - фамилия, имя, отчество пациента, обучающегося в Школе. В графе 4 указывается возраст пациента - полных лет. В графе 5 - адрес (место жительства) пациента, обучающегося в Школе. В графе 6 определяется категория населения, к которой относится пациент, обучающийся в Школе (работающий "+", неработающий "-"). Графа 7 заполняется на основании анамнеза заболевания - указывается дата первых признаков его появления. В графе 8 указывается наличие (отсутствие) инвалидности по основному заболеванию. В графе 9 отмечается первичное или повторное обучение в Школе. В графе 10 указывается фамилия врача (фельдшера, проводившего занятия в Школе).