________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Кроме того, происходят изменения доли средней численности работников на малых предприятиях: вырос удельный вес занятых на малых предприятиях в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (с 6,8% в 2007 году до 8,7% в 2009 году), в предоставлении коммунальных, социальных и прочих услуг населению (с 1,5% в 2007 году до 3% в 2009 году). При этом произошло сокращение числа занятых на предприятиях оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и в строительстве.
Одним из основных показателей, характеризующих ситуацию с малым предпринимательством в Красноярском крае, является изменение доли занятых на малых предприятиях к среднегодовой численности занятых в экономике. Ежегодный прирост данного показателя начиная с 2008 года составляет 1,8% (в 2008 - 16,1%, в 2009 - 16,4%, в 2010 - 16,7%).
Оборот малых предприятий за 2009 год снизился на 5,1% по сравнению с 2008 годом и составил 145,7 млрд. рублей. Доля оборота малых предприятий в обороте всех организаций края в 2009 году составила 12,6%, что выше аналогичного периода прошлого года (11,4%). В 2010 году планируется дальнейший рост показателя "доля оборота малых предприятий в обороте всех организаций края".
В 2009 году произошло снижение показателя - "оборот организаций малого предпринимательства на одного жителя края" - на 12,5%, однако в 2010 году прогнозируется рост данного показателя относительно 2009 года на 6,2%.
За отчетный год субъектами малого предпринимательства края было привлечено 5,3 млрд. рублей инвестиций, основная доля которых направлена в строительство (76,7%).
С 2009 года в крае действует 60 муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (в 2008 году - 37), на финансирование которых ежегодно закладываются средства как краевого, так и местных бюджетов. При этом доля расходов города Красноярска в общем объеме средств, направляемых на поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, составляет более 50%.
Сохраняется существенное расслоение муниципальных образований края по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства тяготеют к развитым промышленным районам, транспортным узлам, заполняя таким образом имеющиеся ниши и имея стабильный спрос на свою продукцию (услуги). Именно поэтому 72,3% всех субъектов малого предпринимательства сосредоточено в Центральной ассоциации городов и районов края, из них в Красноярске - 93,5%. В Северной ассоциации - 8,71%, в Западной ассоциации - 7,55%, в Восточной - 8,42%, в Южной - 3,06%. Количество субъектов малого предпринимательства на 10 тысяч жителей в Центральной ассоциации составляет 191,2, в Северной - 55,0, в Западной - 39,6, в Восточной - 49,5, в Южной - 37,8.
В 24 муниципальных образованиях края согласованы документы территориального планирования с учетом положений по предоставлению земельных участков для субъектов малого предпринимательства. В 39 муниципальных образованиях края утверждены перечни имущества, предназначенного для передачи в аренду на льготных условиях субъектам малого и (или) среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства.
Нормативно-правовое регулирование поддержки и развития малого и среднего предпринимательства осуществляется общими нормами, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, а на территории края - Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае". Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства также регулируется другими нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти края по различным вопросам хозяйственной, градостроительной, имущественной, экономической политики.
Данная Программа разработана исходя из принципов ее преемственности с краевой целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" на 2008 - 2010 годы, утвержденной Законом Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1130, в рамках которой субъектам малого и (или) среднего предпринимательства предоставлялась финансовая, информационно-консультационная, методическая и образовательная поддержка, в том числе на муниципальном уровне.
В соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации, а также планом действий по внедрению "Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является приоритетной государственной задачей. Программа должна обеспечить:
систематизацию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение единого комплексного подхода к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в крае со стороны органов государственной власти края, общественных организаций предпринимателей, объединений граждан, средств массовой информации, а также взаимодействие субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса с субъектами малого и (или) среднего предпринимательства;
определение приоритетов, правовых, организационных, информационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием средств краевого бюджета;
создание системы стимулов для органов местного самоуправления, организацию мониторинга и контроля исполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В крае недостаточно развита инфраструктура поддержки и развития малого и (или) среднего предпринимательства, особенно производственная и инновационная. Сохраняется высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам, ощущается дефицит квалифицированных кадров, очень остро стоит проблема реализации мер поддержки на муниципальном уровне.
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе вышеперечисленных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в крае.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволит не только достичь целевых показателей, но создаст предпосылки для дальнейшего, более динамичного, развития этого сектора экономики.
Кроме того, Программой предусматривается реализация мер, прямо или косвенно стимулирующих органы местного самоуправления внедрять на территориях различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.2. Основные цели, задачи, этапы и сроки выполнения Программы, целевые индикаторы и показатели.
Целью Программы является создание благоприятных экономических и правовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории края.
Первоочередной задачей Программы является обеспечение функционирования целостной системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в крае как условия для дальнейшего роста количественных и качественных показателей субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программой предполагается применение как мер прямого воздействия на уровень предпринимательской активности, так и мер, направленных на формирование благоприятной для роста предпринимательской активности среды. Поэтому все мероприятия Программы условно разделены на четыре взаимодополняющих блока.
Задача первого блока заключается в создании системы стимулов и контроля для муниципальных образований края по реализации действенных мер поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Задачи второго блока:
создание на территории края устойчивой, взаимосвязанной, многоуровневой системы инфраструктурной поддержки малого и (или) среднего предпринимательства;
развитие системы микрофинансирования и предоставления поручительств;