В соответствии с положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов на территории Красноярского края относятся: Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский муниципальные районы, Енисейский (сельское поселение Сымский сельсовет), Северо-Енисейский, Туруханский и Тюхтетский (сельское поселение Чиндатский сельсовет) районы.
В настоящее время на территории края проживают представители восьми этносов малочисленных народов: долгане, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы.
По данным, представленным органами местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов, Енисейского, Северо-Енисейского, Туруханского и Тюхтетского районов, по состоянию на 01.01.2011:
общая численность малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае, составляет около 16 тыс. человек, из них осуществляют виды традиционной хозяйственной деятельности около 3 тысяч человек, в том числе:
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район - около 2 тысяч человек;
Эвенкийский муниципальный район - около 670 человек;
Туруханский, Енисейский, Северо-Енисейский, Тюхтетский районы - около 330 человек;
общая численность субъектов хозяйственной деятельности малочисленных народов (далее - хозяйства) составляет около 260 хозяйств.
Основой сохранения традиционного образа жизни и обеспечения средств жизнедеятельности малочисленных народов является осуществление видов традиционной хозяйственной деятельности. На территории Красноярского края к основным видам традиционной хозяйственной деятельности относятся:
животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство);
рыболовство и реализация водных биологических ресурсов;
промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Положение малочисленных народов определяется следующими основными факторами: суровые климатические условия их проживания, географическая удаленность от различных объектов инфраструктуры, неадаптированность к рыночным условиям.
Основной проблемой следует обозначить образующиеся тенденции отказа малочисленных народов от ведения традиционного образа жизни и осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности, к переезду коренного населения в города и поселки, где у данной категории населения возникают проблемы социальной адаптации и трудоустройства, что приводит к кризису их развития, к постепенной утрате культурных и национальных начал.
Реализация продукции видов традиционной хозяйственной деятельности затрудняется отсутствием стабильных рынков сбыта и налаженной перерабатывающей и транспортной инфраструктуры. Сложившиеся закупочные цены на продукцию видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов существенно ниже рыночных. В период перехода страны к рыночным отношениям произошло сокращение численности домашних оленей, и, как следствие, не производится их плановый забой, сократилось производство национальной одежды и обуви, сувенирной продукции.
Указанные обстоятельства приводят к тому, что осуществление видов традиционной хозяйственной деятельности и реализация их продукции не может в полной мере обеспечить необходимый уровень жизнедеятельности малочисленных народов. Большинство лиц, занимающихся видами традиционной хозяйственной деятельности, в соответствии с трудовым законодательством не являются работниками, не получают заработную плату.
В целях решения обозначенных проблем в программе вводится система мероприятий по стимулированию осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности, переработки и сбыта продукции видов традиционной хозяйственной деятельности, содействию обеспечения социальной защищенности и улучшению условий проживания и материального положения малочисленных народов, что позволит:
осуществлять социальные выплаты малочисленным народам;
поддержать семьи малочисленных народов, оплатив проезд их детей от населенного пункта, где родители имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей в тундре, лесу, промысловых точках;
компенсировать часть расходов на содержание оленей малочисленным народам;
получать хозяйствам субсидию в расчете на единицу реализованной продукции, принимающим у местного населения и реализующим продукцию по цене не ниже рекомендованной;
предоставить грантовую поддержку малочисленным народам на укрепление материально-технической базы хозяйств и реализацию проектов в сфере культуры, языка, национальных видов спорта малочисленных народов.
Улучшение условий проживания и материального положения малочисленных народов, затронутое в докладах Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае в 2009, 2010 годах, до настоящего времени также является актуальной задачей.
Для решения данной проблемы программой предусматривается предоставление строительных и отделочных материалов, товарно-материальных ценностей.
По-прежнему требуется принятие мер для повышения обеспеченности малочисленных народов качественными медицинскими услугами, прежде всего лиц, проживающих вдалеке от районных центров. Общая численность жителей 39 населенных пунктов Красноярского края, население которых более чем на 50% состоит из представителей малочисленных народов, по состоянию на 1 января 2008 года составляет 12901 человек, из них 9796 человек - представители малочисленных народов.
В период реализации долгосрочных целевых программ 2005 - 2008, 2009 - 2011 годов найден один из наиболее оптимальных вариантов ее решения: оказание стоматологической помощи выездными бригадами специалистов. Большие объемы и востребованность оказанных услуг, положительные отзывы населения дают основание для продолжения реализации подобных мероприятий: программой планируется комплексное предоставление стоматологических услуг жителям соответствующих населенных пунктов.