СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2006 года N 80-п
О СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ
В целях объединения усилий федеральных и региональных органов государственной власти и бизнеса по формированию нефтегазодобывающей отрасли на основе эффективного использования углеводородного потенциала и повышения социально-экономического роста на территориях Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, руководствуясь статьей 68 Устава Красноярского края,
постановляю:
1. Одобрить стратегию создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (прилагается).
2. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края
Л.В.КУЗНЕЦОВ
Совет администрации Красноярского края
Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
Администрация Эвенкийского автономного округа
Департамент природных ресурсов и лесного комплекса
администрации Красноярского края
СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ
Настоящая стратегия создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - стратегия) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.04 N 1737-р "О проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Распоряжением Губернатора Красноярского края от 27.01.05 N 120-р "О создании рабочей группы по разработке стратегии формирования нефтегазового комплекса".
Основная цель - объединить и синхронизировать усилия федеральных и региональных структур власти и бизнеса с целью обеспечения баланса интересов Российской Федерации, каждого из трех субъектов Российской Федерации, недропользователей и инвесторов для достижения оптимальных с точки зрения государства, общества и бизнеса результатов на территории Красноярского края.
Из этого складываются основные критерии стратегии:
1) приоритет общегосударственных и социально-экономических интересов;
2) обеспечение региональных интересов, включая рост индикаторов качества жизни населения за счет создания и развития нового для края комплекса отраслей промышленности; сохранение традиционного хозяйственного уклада малочисленных коренных народностей Севера и обеспечение доступности к современным технологиям образования, медицинской помощи, связи, транспорта; эффективное использование нефтегазового потенциала, включая обоснование возможных и необходимых мощностей для геологоразведочных работ, добычи и переработки нефти и газа; минимизация экологических последствий освоения нефтегазовых ресурсов и обеспечение при реализации конкретных проектов приоритетов экологической безопасности, сохранения качества окружающей среды;
3) учет и обоснование баланса интересов Российской Федерации, объединенного Красноярского края, недропользователей.
В результате предложен комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение стратегической цели, и оценен интегральный социально-экономический эффект от прироста налогооблагаемой базы и размещения трудовых ресурсов.
Стратегическими целями развития нефтегазового комплекса (далее - НГК) Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов является создание на территории региона новой нефтегазодобывающей отрасли на основе эффективного использования мощного природного потенциала углеводородного сырья.
Создание НГК будет стимулировать экономический рост в сопряженных отраслях (строительство, транспорт и связь, услуги). Мультипликативный эффект экономического роста территорий, охватываемых проектом, по различным оценкам может составлять от 30 до 70% доходов основных отраслей бюджета.
Для достижения основных целей проекта необходимо решение следующих первоочередных задач:
создание и развитие как минимум двух центров добычи и переработки нефти и газа с необходимой инфраструктурой их транспорта к потребителю;
активное участие в реализации государственной стратегии в связи со строительством единой трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан и освоением месторождений нефти и газа Восточной Сибири;
обеспечение местных потребностей региона в нефти, газе, нефтепродуктах, а также выход на внешние рынки энергоресурсов;
реализация до 2020 года программы геологоразведочных работ как за счет средств недропользователей, так и федерального бюджета для обеспечения значительного прироста промышленных запасов нефти и газа;
достижение экономических результатов, обеспечивающих существенное повышение качества жизни населения.
Укрупненные технико-экономические расчеты показывают возможности значительного экономического роста. При достижении к 2010 году объемов годовой добычи нефти 10 млн. тонн, а природного газа - около 4 млрд. куб. метров произойдет увеличение ежегодных налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона до 7 - 8 млрд. рублей.
Уже на первом этапе развития НГК может быть обеспечено удовлетворение в полном объеме потребностей территории в энергоресурсах. Создание в отдаленных районах собственных модульных нефтеперерабатывающих заводов (МНПЗ) позволит решить проблему обеспечения этих территорий нефтепродуктами и значительно снизить затраты на северный завоз и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
Для обеспечения подачи в трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан ежегодно 35 - 40 млн. тонн нефти и 30 - 35 млрд. куб. метров газа необходимо проведение геологоразведочных работ (ГРР) с целью существенного наращивания минерально-сырьевой базы углеводородов (УВ). Развитие НГК позволит создать новые рабочие места, активизировать рост производства в машиностроении и металлургии, изготовлении строительных материалов, осуществить ряд действенных социальных программ для коренных и малочисленных народностей, малообеспеченных слоев населения автономных округов.
Реализация программы лицензирования обеспечит заметный приток инвестиций на этапах приобретения прав пользования недрами на участках нераспределенного фонда, а также разведки и освоения запасов и ресурсов УВ.
Экономическая система края в масштабе Российской Федерации воспринимается как крупная региональная экономическая ячейка (табл. 1.1). Удельный вес населения Красноярского края по отношению к населению Российской Федерации в целом в 2003 году составил 2,13%. Удельный вес экономики региона в национальном внутреннем валовом продукте (ВВП) в 2003 году составил 2,1%. Доля края в национальном экспорте составляет на 2004 год 2,5%, в национальном импорте - 0,6%. В таблице 1.1 приведены показатели, характеризующие уровень жизни в регионах.
Показатель | Красноярский | Эвенкийский | Таймырский |
Среднедушевые |
|
|
|
Безработица, % | 2,34 | 3,08 | 4,21 |
Товарооборот на |
|
|
|
Больницы, коек на |
|
|
|
Число врачей на |
|
|
|
Обеспеченность |
|
|
|
Выбросы |
|
|
|
Число преступлений |
|
|
|
Главная задача на предстоящее десятилетие - существенное повышение качества жизни по основным показателям.
Некоторые региональные ориентиры и показатели роста качества жизни могут быть основной стратегией развития НГК. В частности, к 2010 - 2015 годам на территории развития нефтегазового комплекса планируется:
1) по доходам, обеспеченности жильем, связью, медицинским обслуживанием населения достичь уровня Ханты-Мансийского округа;
2) качество жизни коренных малочисленных народов Севера приблизить к качеству жизни аборигенов Аляски, используя при этом в качестве базы передовые модели;
3) резко улучшить экологическую ситуацию в Красноярском промышленном районе. При этом необходимо частично перевести центральные районы края, включая Красноярск, на газ, на что потребуется до 5,0 млрд. куб. метров газа в год.
На территории Красноярского края, Таймырского (Долгано-
Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов по состоянию на
01.01.2005 года суммарные геологические запасы промышленных
категорий С1 + С2 составляют: нефть - 2377,0 млн. тонн, газ -
1725,0 млрд. куб. метров.
Главной особенностью структуры запасов является резкое преобладание запасов газа и сложных по геологическому строению нефтегазовых залежей. Соотношение запасов газа к запасам нефти составляет примерно 2:1, то есть 65% запасов газа и лишь 35% запасов нефти и конденсата.
Полученные данные по структуре запасов, подготовленных в пределах месторождений, показывают, что большая часть запасов газа локализована, главным образом, на месторождениях Юрубчено-Тохомской зоны (ЮТЗ) (Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское). Вторым крупным районом сосредоточения наиболее подготовленных запасов газа и нефти наряду с месторождениями Танамского района являются месторождения Большехетской группы (Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ванкорское).
В разрезе административных образований основная доля
подготовленных запасов нефти и газа приходится на южные районы
Эвенкийского АО, что является весьма благоприятным фактором
формирования объектов будущего обустройства месторождений и
формирования сети нефтепроводов и газопроводов, концентрации
производственных и трудовых ресурсов. В распределенном фонде
находится 95,0% извлекаемых запасов нефти, 86,3% газа и 95,7%
извлекаемых запасов конденсата промышленных категорий С1 и С2 .
В освоении и подготовке запасов нефти и газа распределенного фонда недр в регионе участвует 10 различных по финансовым и техническим возможностям компаний недропользователей. При этом 72% запасов нефти и 79% запасов газа находится на балансе двух компаний, ОАО "Востсибнефтегаз" и ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз". Эти запасы практически полностью сосредоточены в Юрубчено-Тохомской зоне.
Важным моментом при выборе объектов первоочередного освоения и
планировании уровней добычи наряду с достоверной частью запасов
имеет местоположение новых площадей с перспективными ресурсами
категории С3 . С ресурсами С3 и Д1л в резерве находится 22
перспективных объекта, их ресурсы наряду с запасами категории С2
являются первоочередными объектами наращивания запасов.
Положительным фактором нахождения этих объектов является их
сосредоточение в пределах потенциальных районов нефтедобычи.
В настоящее время в регионе созданы основы сырьевой базы четырех крупных районов формирования нефтяной и газовой промышленности: Танамского газодобывающего, Собинско-Тэтэринского перспективного нефтегазодобывающего, Большехетского и Юрубчено-Тохомского, в перспективе нефте- и газодобывающих, и пятого - Нижнеангарского, весьма вероятно, газодобывающего. Здесь сделаны только первые открытия, однако несомненно, что в этом районе могут быть достаточно быстро подготовлены значительные запасы газа.
На основании официальных данных компаний приведены возможные
объемы добычи нефти и газа в потенциальных добывающих районах.
Сценарии развития добычи включают базовые месторождения с
утвержденными запасами категорий С1 + С2 , а также перспективными
ресурсами С3 , если таковые учтены в Государственном балансе.
Приводимые ниже сценарии показывают, что при надлежащей реализации программы формирования НГК имеются весьма благоприятные предпосылки для надежного и эффективного обеспечения нефтью и газом не только внутренних потребителей края и соседних республик Тыва и Хакасия, но и других районов Восточной Сибири и увеличения экспортного энергетического потенциала России.
В то же время реальное развитие процессов будет определяться успешностью реализации проекта по созданию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Находка, ценами на нефть, газ и продукты их переработки.
Учитывая состояние подготовленности запасов к разработке или опытно-промышленной эксплуатации, первыми крупными центрами нефтяной промышленности должны стать Юрубчено-Тохомский и Большехетский районы.
Освоение Юрубчено-Тохомского месторождения предлагается в несколько этапов. Ввод новых скважин в эксплуатацию целесообразно начать с 2008 года, что связано с окончанием строительства первого участка нефтепровода до ст. Кучеткан (Богучанский район Красноярского края).
В начальный период эксплуатации залежи с 2008 по 2011 год уровень добычи нефти будет составлять 2,3 - 2,4 млн. тонн в год, что определяется пропускной способностью железнодорожной ветки от с. Кучеткан.
Второй этап эксплуатации юрубченской залежи начинается с 2012 года и связан с окончанием строительства второго участка ветки нефтепровода и его соединением с транссибирским магистральным нефтепроводом.