СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 апреля 2006 года N 80-п


О СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

В целях объединения усилий федеральных и региональных органов государственной власти и бизнеса по формированию нефтегазодобывающей отрасли на основе эффективного использования углеводородного потенциала и повышения социально-экономического роста на территориях Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, руководствуясь статьей 68 Устава Красноярского края,

постановляю:

1. Одобрить стратегию создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (прилагается).

2. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель
Губернатора края
Л.В.КУЗНЕЦОВ



Приложение
к Постановлению
Совета администрации края
от 10 апреля 2006 года N 80-п

Совет администрации Красноярского края

Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа

Администрация Эвенкийского автономного округа

Департамент природных ресурсов и лесного комплекса
администрации Красноярского края

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

ВВЕДЕНИЕ


Настоящая стратегия создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - стратегия) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.04 N 1737-р "О проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Распоряжением Губернатора Красноярского края от 27.01.05 N 120-р "О создании рабочей группы по разработке стратегии формирования нефтегазового комплекса".

Основная цель - объединить и синхронизировать усилия федеральных и региональных структур власти и бизнеса с целью обеспечения баланса интересов Российской Федерации, каждого из трех субъектов Российской Федерации, недропользователей и инвесторов для достижения оптимальных с точки зрения государства, общества и бизнеса результатов на территории Красноярского края.

Из этого складываются основные критерии стратегии:

1) приоритет общегосударственных и социально-экономических интересов;

2) обеспечение региональных интересов, включая рост индикаторов качества жизни населения за счет создания и развития нового для края комплекса отраслей промышленности; сохранение традиционного хозяйственного уклада малочисленных коренных народностей Севера и обеспечение доступности к современным технологиям образования, медицинской помощи, связи, транспорта; эффективное использование нефтегазового потенциала, включая обоснование возможных и необходимых мощностей для геологоразведочных работ, добычи и переработки нефти и газа; минимизация экологических последствий освоения нефтегазовых ресурсов и обеспечение при реализации конкретных проектов приоритетов экологической безопасности, сохранения качества окружающей среды;

3) учет и обоснование баланса интересов Российской Федерации, объединенного Красноярского края, недропользователей.

В результате предложен комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение стратегической цели, и оценен интегральный социально-экономический эффект от прироста налогооблагаемой базы и размещения трудовых ресурсов.

1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

1.1. Цели и главные задачи


Стратегическими целями развития нефтегазового комплекса (далее - НГК) Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов является создание на территории региона новой нефтегазодобывающей отрасли на основе эффективного использования мощного природного потенциала углеводородного сырья.

Создание НГК будет стимулировать экономический рост в сопряженных отраслях (строительство, транспорт и связь, услуги). Мультипликативный эффект экономического роста территорий, охватываемых проектом, по различным оценкам может составлять от 30 до 70% доходов основных отраслей бюджета.

Для достижения основных целей проекта необходимо решение следующих первоочередных задач:

создание и развитие как минимум двух центров добычи и переработки нефти и газа с необходимой инфраструктурой их транспорта к потребителю;

активное участие в реализации государственной стратегии в связи со строительством единой трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан и освоением месторождений нефти и газа Восточной Сибири;

обеспечение местных потребностей региона в нефти, газе, нефтепродуктах, а также выход на внешние рынки энергоресурсов;

реализация до 2020 года программы геологоразведочных работ как за счет средств недропользователей, так и федерального бюджета для обеспечения значительного прироста промышленных запасов нефти и газа;

достижение экономических результатов, обеспечивающих существенное повышение качества жизни населения.

1.2. Основные социально-экономические приоритеты


Укрупненные технико-экономические расчеты показывают возможности значительного экономического роста. При достижении к 2010 году объемов годовой добычи нефти 10 млн. тонн, а природного газа - около 4 млрд. куб. метров произойдет увеличение ежегодных налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона до 7 - 8 млрд. рублей.

Уже на первом этапе развития НГК может быть обеспечено удовлетворение в полном объеме потребностей территории в энергоресурсах. Создание в отдаленных районах собственных модульных нефтеперерабатывающих заводов (МНПЗ) позволит решить проблему обеспечения этих территорий нефтепродуктами и значительно снизить затраты на северный завоз и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

Для обеспечения подачи в трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан ежегодно 35 - 40 млн. тонн нефти и 30 - 35 млрд. куб. метров газа необходимо проведение геологоразведочных работ (ГРР) с целью существенного наращивания минерально-сырьевой базы углеводородов (УВ). Развитие НГК позволит создать новые рабочие места, активизировать рост производства в машиностроении и металлургии, изготовлении строительных материалов, осуществить ряд действенных социальных программ для коренных и малочисленных народностей, малообеспеченных слоев населения автономных округов.

Реализация программы лицензирования обеспечит заметный приток инвестиций на этапах приобретения прав пользования недрами на участках нераспределенного фонда, а также разведки и освоения запасов и ресурсов УВ.

1.3. Социально-экономическое состояние Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов


Экономическая система края в масштабе Российской Федерации воспринимается как крупная региональная экономическая ячейка (табл. 1.1). Удельный вес населения Красноярского края по отношению к населению Российской Федерации в целом в 2003 году составил 2,13%. Удельный вес экономики региона в национальном внутреннем валовом продукте (ВВП) в 2003 году составил 2,1%. Доля края в национальном экспорте составляет на 2004 год 2,5%, в национальном импорте - 0,6%. В таблице 1.1 приведены показатели, характеризующие уровень жизни в регионах.

Таблица 1.1 Некоторые социальные характеристики (2004 год)

 Показатель     

Красноярский
 край    

Эвенкийский
 АО    

 Таймырский
(Долгано-Ненецкий)
 АО       

Среднедушевые
денежные доходы
населения, рублей   



 76,7



 78,1



 114,5

Безработица, %      

 2,34

 3,08

 4,21

Товарооборот на
душу, тыс. рублей   


 36,06


 26,5


 38,9

Больницы, коек на
10000 жителей       


 116,0


 258,3


 203,1

Число врачей на
10000 жителей       


 43,7


 38,6


 45,4

Обеспеченность
жильем, кв. м на 1
жителя              



 20,3



 25,8



 15,9

Выбросы
загрязнителей на 1
жителя, т           



 871   



 238   



 242   

Число преступлений
на 100000 жителей   


 1892   


 2283   


 1413   


Главная задача на предстоящее десятилетие - существенное повышение качества жизни по основным показателям.

Некоторые региональные ориентиры и показатели роста качества жизни могут быть основной стратегией развития НГК. В частности, к 2010 - 2015 годам на территории развития нефтегазового комплекса планируется:

1) по доходам, обеспеченности жильем, связью, медицинским обслуживанием населения достичь уровня Ханты-Мансийского округа;

2) качество жизни коренных малочисленных народов Севера приблизить к качеству жизни аборигенов Аляски, используя при этом в качестве базы передовые модели;

3) резко улучшить экологическую ситуацию в Красноярском промышленном районе. При этом необходимо частично перевести центральные районы края, включая Красноярск, на газ, на что потребуется до 5,0 млрд. куб. метров газа в год.

2. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НГК

2.1. Состояние минерально-сырьевой базы УВ и попутных компонентов

     
     На   территории   Красноярского  края,  Таймырского  (Долгано-

     Ненецкого)   и   Эвенкийского  автономных  округов по состоянию на

     01.01.2005  года  суммарные  геологические  запасы    промышленных

     категорий С1  + С2  составляют:  нефть  -  2377,0 млн.  тонн,  газ -

     1725,0 млрд. куб. метров.

Главной особенностью структуры запасов является резкое преобладание запасов газа и сложных по геологическому строению нефтегазовых залежей. Соотношение запасов газа к запасам нефти составляет примерно 2:1, то есть 65% запасов газа и лишь 35% запасов нефти и конденсата.

Полученные данные по структуре запасов, подготовленных в пределах месторождений, показывают, что большая часть запасов газа локализована, главным образом, на месторождениях Юрубчено-Тохомской зоны (ЮТЗ) (Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское). Вторым крупным районом сосредоточения наиболее подготовленных запасов газа и нефти наряду с месторождениями Танамского района являются месторождения Большехетской группы (Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ванкорское).

     В  разрезе   административных   образований   основная    доля

     подготовленных запасов нефти и газа  приходится  на  южные  районы

     Эвенкийского   АО,   что   является  весьма благоприятным фактором

     формирования   объектов  будущего  обустройства  месторождений   и

     формирования   сети  нефтепроводов  и  газопроводов,  концентрации

     производственных   и  трудовых  ресурсов.  В  распределенном фонде

     находится  95,0%  извлекаемых   запасов  нефти, 86,3% газа и 95,7%

     извлекаемых запасов конденсата промышленных категорий С1  и С2 .

В освоении и подготовке запасов нефти и газа распределенного фонда недр в регионе участвует 10 различных по финансовым и техническим возможностям компаний недропользователей. При этом 72% запасов нефти и 79% запасов газа находится на балансе двух компаний, ОАО "Востсибнефтегаз" и ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз". Эти запасы практически полностью сосредоточены в Юрубчено-Тохомской зоне.

     Важным моментом при выборе объектов первоочередного освоения и

     планировании  уровней  добычи  наряду с достоверной частью запасов

     имеет  местоположение  новых  площадей  с перспективными ресурсами

     категории   С3 .   С   ресурсами С3   и  Д1л    в резерве находится 22

     перспективных  объекта, их ресурсы наряду с запасами категории  С2

     являются   первоочередными    объектами    наращивания    запасов.

     Положительным  фактором  нахождения  этих  объектов  является   их

     сосредоточение в пределах потенциальных районов нефтедобычи.

В настоящее время в регионе созданы основы сырьевой базы четырех крупных районов формирования нефтяной и газовой промышленности: Танамского газодобывающего, Собинско-Тэтэринского перспективного нефтегазодобывающего, Большехетского и Юрубчено-Тохомского, в перспективе нефте- и газодобывающих, и пятого - Нижнеангарского, весьма вероятно, газодобывающего. Здесь сделаны только первые открытия, однако несомненно, что в этом районе могут быть достаточно быстро подготовлены значительные запасы газа.

     На  основании  официальных данных компаний приведены возможные

     объемы добычи нефти и газа  в  потенциальных  добывающих  районах.

     Сценарии   развития  добычи   включают  базовые  месторождения   с

     утвержденными  запасами  категорий С1  + С2 , а также перспективными

     ресурсами С3 , если таковые учтены в Государственном балансе.

Приводимые ниже сценарии показывают, что при надлежащей реализации программы формирования НГК имеются весьма благоприятные предпосылки для надежного и эффективного обеспечения нефтью и газом не только внутренних потребителей края и соседних республик Тыва и Хакасия, но и других районов Восточной Сибири и увеличения экспортного энергетического потенциала России.

В то же время реальное развитие процессов будет определяться успешностью реализации проекта по созданию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Находка, ценами на нефть, газ и продукты их переработки.

Учитывая состояние подготовленности запасов к разработке или опытно-промышленной эксплуатации, первыми крупными центрами нефтяной промышленности должны стать Юрубчено-Тохомский и Большехетский районы.

Освоение Юрубчено-Тохомского месторождения предлагается в несколько этапов. Ввод новых скважин в эксплуатацию целесообразно начать с 2008 года, что связано с окончанием строительства первого участка нефтепровода до ст. Кучеткан (Богучанский район Красноярского края).

В начальный период эксплуатации залежи с 2008 по 2011 год уровень добычи нефти будет составлять 2,3 - 2,4 млн. тонн в год, что определяется пропускной способностью железнодорожной ветки от с. Кучеткан.

Второй этап эксплуатации юрубченской залежи начинается с 2012 года и связан с окончанием строительства второго участка ветки нефтепровода и его соединением с транссибирским магистральным нефтепроводом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»