СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2004 года N 323-п
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ И ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ
(в ред. Постановлений Совета администрации края от 30.08.2005 N 200-п, от 21.09.2007 N 385-п)
В целях реализации мероприятий по реформированию бюджетного процесса в Красноярском крае - развитию и совершенствованию казначейских технологий и переводу бюджетной системы Красноярского края на автоматизированную систему контроля и управления бюджетным процессом, в соответствии со статьями 215, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.04 N 120-ФЗ), руководствуясь статьей 68 Устава Красноярского края,
постановляю:
1. Утвердить Концепцию создания единой казначейской системы исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края и единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края (далее - Концепция) согласно приложению 1.
2. Увеличить предельную штатную численность Главного финансового управления администрации Красноярского края в 2005 году на 182 штатных единицы, в 2006 году на 276 штатных единиц государственных служащих для создания территориальных органов Главного финансового управления администрации Красноярского края, наделенных функциями по казначейскому исполнению бюджета (далее - территориальные органы казначейства).
(в ред. Постановления Совета администрации края от 30.08.2005 N 200-п)
3. Главному финансовому управлению администрации Красноярского края:
подготовить изменения в Положение о Главном финансовом управлении администрации Красноярского края;
провести организационно-штатные мероприятия, связанные с поэтапным созданием территориальных органов казначейства на территории муниципальных образований края и обеспечить координацию работ по созданию единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края.
4 - 5. Утратили силу. - Постановление Совета администрации края от 21.09.2007 N 385-п.
6. Главному управлению развития экономики и планирования администрации Красноярского края осуществлять взаимодействие с Главным финансовым управлением администрации Красноярского края по проектированию общих информационных ресурсов и сетей передачи данных органов исполнительной власти края в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Законом края от 25.06.04 N 11-2087 "О краевой целевой программе "Информатизация Красноярского края на 2004 - 2006 годы" и по созданию единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края.
7. Управлению по телерадиовещанию, печати и информации администрации Красноярского края совместно с Главным финансовым управлением администрации Красноярского края предусмотреть при очередной корректировке Закона края "О краевом бюджете на 2005 год" расходы на организацию сетей передачи данных для единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на указанные цели.
8. Возложить на государственное краевое учреждение "Дирекция краевых телепрограмм" функции государственного заказчика по организации и обслуживанию сетей передачи данных для единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края.
9. Государственному краевому учреждению "Дирекция краевых телепрограмм" подготовить и представить на утверждение в Совет администрации края в срок до 31 января 2005 года типовое техническое решение организации удаленного доступа распорядителей бюджетных средств к ресурсам единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края.
10. Органам исполнительной власти края в срок до 31 января 2005 года представить информацию Главному финансовому управлению администрации Красноярского края об эксплуатируемых линиях и сетях передачи данных (топологию и применяемые технологии).
11. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края осуществить поэтапный переход на единую казначейскую систему исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края и заключить с Главным финансовым управлением администрации Красноярского края соглашения о взаимодействии.
12. Контроль за выполнением Постановления оставляю за собой.
13. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".
Первый заместитель
Губернатора края
В.Ю.КУЗУБОВ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ И ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ
1. Введение
2. Состояние казначейского исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края и уровня автоматизации бюджетного процесса в Красноярском крае
3. Перспективы развития системы казначейского исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края
4. Цели и задачи
5. Требования к созданию единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края (АСУ БП)
6. Система мероприятий, этапы и сроки реализации
7. Расходы на реализацию мероприятий
8. Результаты и эффективность реализации мероприятий
9. Механизм и контроль реализации мероприятий
Коренные изменения в экономическом и финансовом механизмах Российской Федерации, произошедшие в последнее время, выдвинули на первый план задачу обеспечения подконтрольности, защищенности государственных финансовых ресурсов, а также их управляемости как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне органов местного самоуправления.
Главными задачами бюджетной политики остаются повышение условий жизни населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы.
Уменьшение объема перераспределяемых государством финансовых ресурсов должно сопровождаться принятием адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств.
При условии выполнения этой задачи государственные и муниципальные финансовые ресурсы становятся важнейшим фактором управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований.
Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года предусматривает реформирование и автоматизацию бюджетного процесса, которые, в свою очередь, направлены на повышение эффективности бюджетной политики путем упорядочения бюджетного процесса и бюджетного устройства в крае, развития и совершенствования казначейских технологий, перевода бюджетной системы края на автоматизированную систему контроля и управления бюджетным процессом в крае.
В настоящей Концепции представлены данные о состоянии казначейского исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края, определены мероприятия создания единой казначейской системы исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края и требования к организации и функционированию единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края (далее - бюджеты края). Мероприятия, предусмотренные в рамках Концепции, являются составной частью мероприятий по проведению реформы бюджетного процесса, запланированных в Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года.
На территории Красноярского края расположено 530 муниципальных образований на уровне городов, сел и поселков, бюджетная система края включает 57 городских и районных бюджетов, а также краевой бюджет <1>.
Участниками бюджетного процесса на краевом уровне являются 54 распорядителя бюджетных средств (далее - РБС) и прямых получателей бюджетных средств (далее - ППБС), в том числе 21 РБС имеют подведомственную сеть получателей бюджетных средств (далее - ПБС). Всего ПБС краевого бюджета 447, из них 215 расположены на территории г. Красноярска и 232 - на территории муниципальных образований края. В соответствии с Федеральным законом от 06.09.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.07.03 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и с учетом оптимизации структуры сети бюджетных учреждений с местного уровня на краевой уровень в 2005 и 2007 годах будут переведены не менее 150 ПБС.
Участниками бюджетного процесса на местном уровне <2> являются 1218 РБС и 7511 ПБС бюджетов муниципальных образований. Из них 745 РБС и 4459 ПБС муниципальных бюджетов районов и городов краевого значения, 473 РБС и 3052 ПБС бюджетов на уровне сел и поселков, городов районного значения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением администрации Красноярского края от 29.12.2000 N 1019-п "О поэтапном переходе на казначейскую систему исполнения краевого бюджета" с 1 января 2001 года осуществляется переход на финансирование расходов краевого бюджета по казначейской системе исполнения бюджета.
В Красноярском крае проведен ряд мероприятий по созданию казначейских подразделений финансовых органов на краевом и муниципальном уровнях, по развитию информационной и коммуникационной инфраструктуры, обучению специалистов.
В настоящей момент на казначейскую систему исполнения краевого бюджета переведены все ПБС, расположенные на территории г. Красноярска. На казначейскую систему исполнения бюджетов муниципальных образований края переведено 57% ПБС. ПБС краевого бюджета, расположенные на территории муниципальных образований края, а также 47% ПБС бюджетов муниципальных образований финансируются через кредитные организации.
Установление казначейского исполнения бюджета потребовало разработки и внедрения специальных технологий автоматизации бюджетного процесса.
Процесс создания и внедрения средств автоматизации бюджетного процесса в Российской Федерации был обусловлен, с одной стороны, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющими самостоятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в организации исполнения бюджета, с другой стороны, отсутствием технологических стандартов казначейского исполнения в Российской Федерации (в Бюджетном кодексе Российской Федерации определены только принципы казначейского исполнения бюджета).
В результате как программные реализации автоматизации бюджетного процесса различных организаций, являющихся разработчиками, так и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исходили из различных постановок задач автоматизации казначейского исполнения бюджета.
Указанные факторы способствовали автономности и фрагментарности процессов создания и внедрения средств автоматизации бюджетного процесса как на краевом, так и на местном уровне. В результате не автоматизированы в бюджетном процессе функции взаимодействия между финансовым органом края и РБС. На казначейское исполнение краевого бюджета не переведены ПБС, расположенные на территории муниципальных образований. Муниципальные образования края существенно отличаются друг от друга как в доле бюджетополучателей, переведенных на казначейскую систему, так и в уровне организации бюджетного процесса муниципальных образований края.
Информационное взаимодействие между финансовым органом края и финансовыми органами муниципальных образований края (свод плановых показателей, отчетности и консолидированного бюджета края) остается на том же уровне, что и до установления казначейской системы в крае. Сбор данных осуществляется вне средств автоматизации бюджетного процесса, показатели отчетности вводятся вручную. Отчетность об исполнении консолидированного бюджета представляется один раз в месяц по стандартным формам Министерства финансов Российской Федерации, что ограничивает на краевом уровне возможность реагирования на состояние краевых и местных финансов.
Казначейская система исполнения бюджетов требует качественно иного уровня организации, технического оснащения и применения современных информационных технологий, объединения всех участников бюджетного процесса в единую информационно-технологическую цепь.
Применение наиболее совершенных казначейских технологий исполнения бюджетов обеспечивает преимущества не только в сфере учета и контроля использования бюджетных средств, но и в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению бюджетов, необходимой для принятия управленческих решений в бюджетной сфере.
________________
<1> Наименование муниципальных образований края - район, село, поселок - применяются к ним до принятия соответствующих законов края об установлении границ и наделении соответствующих муниципальных образований статусом поселения, городского округа, муниципального района.
<2> По данным, представленным финансовыми органами муниципальных образований районов и городов краевого значения, исключая г. Норильск (данные не были представлены).
В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.04 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений") введено понятие "кассовое обслуживание исполнения бюджета", и введена обязательная норма кассового обслуживания бюджетов всех уровней Российской Федерации Федеральным казначейством. Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы по соглашению исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации <3>.
Указанные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации предполагают следующие возможные варианты организационной структуры системы казначейского исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований:
1. Краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований подлежат переводу на кассовое обслуживание с ведением лицевых счетов по бюджетополучателям в Федеральное казначейство.
2. На территории муниципальных образований края создаются территориальные органы казначейства финансового органа края. По соглашению между Министерством финансов Российской Федерации и Советом администрации Красноярского края кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований края осуществляется в территориальных органах казначейства финансового органа края.
В первом варианте стадия обслуживания лицевых счетов бюджетополучателей разрывается с процессом исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края. Казначейские технологии, применяемые в Федеральном казначействе, ориентированы в первую очередь на специфику сложившейся практики исполнения федерального бюджета. Система учета и контроля исполнения бюджета, детализация предоставляемой информации и оперативность ее предоставления в соответствующий финансовый орган в настоящий момент не могут быть обеспечены технологиями, применяемыми в Федеральном казначействе, в той мере, в которой это реализовано в автоматизированной системе управления бюджетным процессом (АСУ БП), эксплуатируемой в финансовом органе края.
Создание территориальных органов казначейства финансового органа края с полномочиями по кассовому обслуживанию исполнения краевого бюджета на территории муниципальных образований края и передачей им полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов муниципальных образований края позволит организационно решить задачи завершения перевода всех бюджетополучателей краевого и муниципального уровня на систему казначейского исполнения бюджетов, единства стандартов казначейского исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края, создания единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края, что в конечном счете обеспечит возможность реализации мероприятий по проведению реформы бюджетного процесса, указанных в Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года.
________________
<3> Положения вступают в силу с 1 января 2006 года.
Основной целью создания единой казначейской системы исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края и единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края является содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края и контролю за их целевым использованием на основе управленческого учета исполнения бюджетов и получения своевременной (ежедневной) достоверной информации о доходах и расходах краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Цель достигается за счет решения следующих задач:
1. Создание территориальных органов казначейства финансового органа края.