Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 19.04.2013)

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия Программы

Обеспечение приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высокими уровнями сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности страны.

По результатам экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации Красноярский край получил индекс сейсмического риска 1.5 и включен в перечень территорий федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 N 365.

Наиболее сейсмически активными являются центральные и южные районы Красноярского края, за последние 150 лет на их территории произошло более 40 землетрясений интенсивностью более 4 баллов. Ежегодно на территории Красноярского края и ближайших сейсмически опасных для него районах происходит до 200 сейсмических событий силой 1 - 3 балла.

За последние 10 лет населением Красноярского края землетрясения интенсивностью 3 - 4 балла ощущались практически каждый год.

С 1 января 2000 года Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике введено в действие изменение N 5 к СНиП II-7-81 "Строительство в сейсмических районах", и согласно карте общего сейсмического районирования Российской Федерации (далее - ОСР-97) территория Красноярского края отнесена к наиболее сейсмоопасным регионам России с расчетной сейсмической интенсивностью 6 - 7 баллов в центральных районах Красноярского края и интенсивностью 8 - 10 баллов в южных районах Красноярского края.

В соответствии с картой ОСР-97 на территории Красноярского края 27 муниципальных образований из 61 находятся в зоне с сейсмичностью 6 и более баллов. На территории этих муниципальных образований проживает более 80% от численности населения края, расположены большинство крупных инженерных сооружений, опасных объектов (ГЭС, ТЭЦ, ядерных, химических), зданий и сооружений жилой инфраструктуры.

В соответствии с Законом Красноярского края от 26.06.2000 N 11-828 "О краевой целевой программе "Сейсмобезопасность Красноярского края на 2001 - 2005 годы" на территории Красноярского края создана сеть сейсмических станций и организована система мониторинга сейсмической опасности.

По состоянию на 2010 год комплексных исследований по оценке сейсмической опасности, детальному сейсмическому районированию и сейсмическому микрорайонированию территории муниципальных образований Красноярского края не проводилось. К исключению можно отнести г. Красноярск. В 2008 выполнено предварительное районирование краевого центра по сейсмическим рискам, в результате которого выявлена неоднородность распределения сейсмической опасности его территории.

За счет неблагоприятных грунтовых условий 35% площади характеризуется повышением вероятной сотрясаемости на 1 - 1,5 балла от нормативной по ОСР-97.

В настоящее время органы исполнительной власти Красноярского края, исходя из своих возможностей, осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.

Однако выполненная работа не позволяет решить проблему сейсмобезопасности в целом и комплексно на всей территории Красноярского края в короткие сроки.

По экспертным оценкам до 70% зданий и сооружений, расположенных в Красноярском крае, испытывают дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических явлениях.

Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что муниципальные образования Красноярского края имеют недостаточный уровень финансовой обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении, для самостоятельного решения данной проблемы.

Учитывая перечисленные обстоятельства, настоящей Программой в качестве главных целей определены создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Красноярского края, достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности в сейсмических районах Красноярского края, уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.

Программой предусматривается:

создание эффективных механизмов по оценке сейсмоопасных районов Красноярского края, включающих детальное сейсмическое районирование и сейсмическое микрорайонирование территорий муниципальных образований Красноярского края;

повышение уровня сейсмоустойчивости существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Муниципальные образования Красноярского края и находящиеся на территории муниципальных образований Красноярского края жилые дома, основные объекты и системы жизнеобеспечения располагаются в наиболее опасных в сейсмическом отношении территориях Красноярского края, муниципальные образования Красноярского края и находящиеся на территории муниципальных образований Красноярского края жилые дома, основные объекты и системы жизнеобеспечения располагаются на территории Красноярского края с высокой плотностью проживания населения.

Такой подход позволяет сконцентрировать усилия и добиться ощутимых результатов на наиболее значимом направлении по снижению рисков, предотвращении гибели людей и минимизации ущерба от природных катаклизмов.

Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края и собственников различных зданий и сооружений, иных объектов недвижимого имущества. Характер проблемы требует наличия стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и органов государственной власти.

Минимизация потерь, понесенных вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и создание необходимых условий бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмически опасных районов Красноярского края, скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевого метода решения проблемы.

В рамках программно-целевого метода предусматривается последовательное выполнение конкретных задач: от оценки сейсмической опасности селитебных территорий Красноярского края до обеспечения сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений как главного фактора, приводящего к людским и материальным потерям при сильных землетрясениях.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб от землетрясений, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Красноярском крае.