На протяжении последних десятилетий на территории Красноярского края сохраняется высокий уровень возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера. Наблюдается постоянный рост числа ЧС, прямых и косвенных экономических и социальных потерь.
По данным ежегодного государственного доклада "Защита населения и территорий Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", за последние пять лет в крае произошло 330 чрезвычайных ситуаций, погибло 192 человека, пострадало 25104 жителя края, нарушены условия жизнедеятельности 269253 человек. Прямой экономический ущерб составил 2924,9 млн. рублей, затраты краевого бюджета на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций - 304,3 млн. рублей, или 10,4 процента от нанесенного ущерба.
Одной из актуальных проблем экономики края является увеличение затрат краевого бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Средства на повышение готовности специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края к действиям по защите населения и территорий выделяются в крайне ограниченном объеме. Финансирование агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Красноярского края (далее - агентство) осуществляется без учета развития ТП РСЧС.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Информационные системы поддержки принятия решений являются основой деятельности по управлению рисками. Они представляют собой объединение справочных, геоинформационных систем, систем поддержки принятия решений. В ходе реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2005 года" научно-исследовательскими организациями страны выполнены научно-исследовательские работы по созданию и развитию научно-методических основ управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, создана методическая база по нормированию рисков чрезвычайных ситуаций, разработаны экономические механизмы регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
Научно-исследовательские работы в крае в данной области не проводились. Финансовые средства на проведение таких работ из краевого бюджета не выделяются. Современные программы и методики управления рисками и опасностями в крае отсутствуют.
Состояние информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры краевой ТП РСЧС не обеспечивает своевременного обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с требованиями приказов МЧС от 10 сентября 2002 года N 428 "Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации" и от 2 декабря 2002 года N 553 "О создании и организации опытного функционирования на территориях субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения) на базе телефонного номера "01" ОСОДУ края функционирует с 20 ноября 2003 года.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 11 сентября 2003 года N 267-п "О преобразовании единой системы оперативно-диспетчерского управления Красноярского края" утверждены структура и Положение о функционировании объединенной системы оперативно-диспетчерского управления края.
В настоящее время в крае частично созданы и функционируют элементы ОСОДУ. На краевом уровне на базе Центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) агентства создана оперативная дежурная служба ОСОДУ, которая осуществляет сбор, обобщение, обработку поступающей информации от единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) и дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) краевых управлений, предприятий, организаций ТП РСЧС, категорированных городов и районов.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Основной проблемой повышения эффективности действий ОСОДУ является отсутствие современных средств получения, обработки и передачи информации (абонентских пунктов) на городском и районном уровне.
Информационно-коммуникационная инфраструктура, обеспечивающая функционирование ОСОДУ, в рамках настоящей программы рассматривается как элемент общекраевой системы безопасности и может быть использована как одна из подсистем управления краем.
Задача по формированию и обеспечению функционирования краевой ОСОДУ носит ярко выраженный общекраевой, комплексный и межведомственный характер. Ее решение не может быть достигнуто за счет текущего финансирования деятельности агентства, так как требует значительных капитальных вложений в основные фонды.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
В крае создано и функционирует краевое государственное учреждение "Спасатель". Основными его задачами являются: оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации и происшествия, оказание помощи и спасение людей при стихийных бедствиях и в экстремальных ситуациях, в том числе на водных объектах края, поиск, уничтожение взрывоопасных предметов, выполнение взрывных работ.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Проблемным вопросом является обеспечение краевого государственного учреждения "Спасатель" необходимым оборудованием и техникой в целях выполнения возложенных на него задач, обеспечение безопасности, повышения эффективности проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Финансовые средства на развитие и укрепление материальной базы краевого государственного учреждения "Спасатель" выделяются в крайне ограниченных объемах, в связи с чем возникает необходимость решать данную проблему в рамках краевой целевой программы.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Мониторинг за опасными природными явлениями, опасными производственными объектами в крае ведется различными организациями и носит узковедомственный характер. Сбор мониторинговой информации, ее обработка и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций осуществляется внештатным центром мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций агентства. Совмещение функций кадровым составом агентства и недостаточное оснащение центра компьютерной техникой и программными продуктами не позволяют своевременно получать требуемую информацию, эффективно координировать действия организаций, включенных в службу наблюдения и лабораторного контроля в крае.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Материально-техническое обеспечение 506 химико-радиометрической лаборатории агентства осуществляется в соответствии со штатом и табелем оснащения. Лаборатория не укомплектована нетабельным приборным и лабораторным оборудованием, которое должно приобретаться за счет средств краевого бюджета. Средства на эти цели из краевого бюджета не выделяются.
(в ред. Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4505)
Подготовка руководящего состава и специалистов ТП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях является одним из важнейших элементов системы защиты населения. От этого зависит степень их подготовленности к практическим действиям по принятию решений и организации проведения комплекса мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учебно-материальная база краевого государственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края" (далее - УМЦ) не полностью обеспечивает обучение слушателей согласно программам подготовки и не отвечает нормам оснащения и положениям об учебно-материальной базе.