Основной идеей Концепции является необходимость преодоления противоречия между установленными возрастными и образовательными нормами и существованием собственных законов развития человека, его возможностей, способностей, их безграничностью. В основу обучения, развития, коррекции закладываются принципы духовного и телесного развития человека, смысл которых заключается в том, что потенциал развития ребенка может и должен превосходить любую культурную и образовательную норму. В связи с этим возникает необходимость переосмысления содержания региональной системы специального образования лиц с ограниченными возможностями, главными ценностями которой должны стать:
продвижение ребенка по пути нормального психического развития;
предупреждение вторичных нарушений развития;
уровень личностного развития, жизненной компетенции, интеграции в социум на основе самоактуализации.
Основные идеи, используемые в Концепции, опираются на системный, аксиологический, синергетический и гетерологический подходы.
Системный подход позволяет рассматривать систему образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как совокупность психолого-педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личности в соответствии с запросами общества, потребностями и возможностями самой личности.
Аксиологический подход позволяет смотреть на человека с ограниченными возможностями здоровья как на личность, вносящую достойный вклад в социальное окружение.
Синергетический подход предполагает готовность и способность системы специального образования перейти от режима репродуктивного функционирования к устойчивому режиму самоорганизации и саморазвития, основанному на нелинейных взаимодействиях субъектов системы.
Гетерологический подход учитывает индивидуальные склонности и интересы всех детей, обеспечивает адекватное развитие и "ситуацию успеха" каждому ребенку.
Данные идеи обеспечиваются реализацией следующих принципов:
принцип приоритета ценностного полагания над целеполаганием в образовании и коррекции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, признания самоценности его личности, обеспечивающей веру в успех развития, независимо от степени выраженности его отклонения;
принцип государственно-общественного и интегративного характера специального образования, предполагающего кооперацию усилий всех участников процесса, включая родителей и общественные организации, предполагающий органическое сочетание централизованного управления и поддержки творческой инициативы на местах;
принцип общедоступности и бесплатности образования на всех его уровнях;
принцип самоорганизации, определяющий нелинейный характер структурной модернизации региональной системы специального образования, отсутствие запрета на любые ее формы, сочетающиеся с собственными тенденциями развития;
принцип опережающей инновационной стратегии управления, построенной на нелинейных взаимодействиях;
принцип открытости системы специального образования, предусматривающий сотрудничество по обмену опытом внутри края, а также совместной работы с другими регионами России;
принцип взаимодействия в определении содержания, форм и методов специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, заключающийся в гармонизации различных подходов, взаимодополняемости традиционного педагогического знания знаниями психологии, социологии, медицины.