Действующий

ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

II. СОСТОЯНИЕ КРАЕВОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


На основании Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находится в ведении субъектов Российской Федерации в области образования.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в Красноярском крае специальным образованием охвачено около 12700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 42 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обучается 5307 детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. 1306 детей-инвалидов); в 3 краевых оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучается 758 детей (в том числе 91 ребенок-инвалид); в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 6678 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 3075 детей-инвалидов, 339 детей - на надомном обучении).

В связи со значительным снижением численности контингента обучающихся общеобразовательных школ, предоставлением родителям права выбора образовательного учреждения для своего ребенка, в соответствии с Законом "Об образовании", а также нежеланием родителей "отдавать" детей в специальные (коррекционные) учреждения в таких школах, как Бородинская, Пировская, Партизанская, Минусинская, Агинская, Большемуртинская, встает вопрос о комплектовании классов начальной школы. В течение последних двух лет в первые классы данных учреждений набирают от 3 до 6 человек либо открытие данных классов не осуществляется.

Материально-техническое состояние единиц сети специального образования долгое время не развивалось и на сегодняшний день требует серьезных капиталовложений. Так, больших средств для проведения капитального и текущего ремонта требуют 28 образовательных учреждений, в предаварийном состоянии находятся 7 образовательных учреждений.

В 42 краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и 3 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, на 01.01.2008 работает 2053 педагога.

Обеспеченность коррекционных учреждений специалистами с высшим дефектологическим образованием составляет от 12,6 до 26,7%. При этом отмечается сосредоточенность основной части специалистов в городах, а в сельской местности возникает проблема оказания качественной комплексной психолого-педагогической помощи детям.

До 2007 года относительно системы специального образования была создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 N 322-п "Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья").

Основными результатами реализации Концепции явились:

открытие Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и его филиалов в городах Минусинске, Канске, Лесосибирске и Ачинске;

разработка и принятие положения о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях;

реализация проекта "Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения". В проекте участвуют 12 территорий края: Сухобузимский, Назаровский, Ирбейский, Идринский, Большеулуйский, Новоселовский, Козульский, Рыбинский районы, города Красноярск, Бородино, Лесосибирск, Заозерный;

организация подготовки и переподготовки кадров институтом специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования. Данные мероприятия направлены на подготовку специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, задержку психического развития, нарушение интеллекта (в том числе умеренную, тяжелую степени, сложный множественный дефект). Переподготовка педагогических кадров осуществляется по специальностям "Олигофренопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия".

Несмотря на некоторые достижения в развитии специального образования Красноярского края, имеются существенные проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи в рамках существующей системы образования.