ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2014 года N 25
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА "ВОЛГА" НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 года N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области", а также постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 года N 941 "О промышленном (индустриальном) парке "Волга"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волга" на территории Волгоградской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА "ВОЛГА" НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волга" на территории Волгоградской области (далее именуется - Концепция) разработана во исполнение постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 года N 941 "О промышленном (индустриальном) парке "Волга", с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 года N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области".
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают в себя промышленные и индустриальные парки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД, развитие машиностроения отнесено к числу приоритетных секторов экономики региона, кроме того, названная стратегия направлена на модернизацию действующих производств, внедрение современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Законом Волгоградской области от 07 мая 2013 года N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области" предусмотрено формирование инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности, к которой относится также создание промышленных и технологических парков.
Концепцией развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 531-п, к числу наиболее вероятных "точек роста" промышленности региона отнесено формирование кластеров и создание индустриальных парков для размещения новых производств.
Промышленный (индустриальный) парк "Волга" на территории Волгоградской области (далее именуется - промышленный парк) имеет статус частного промышленного (индустриального) парка, управляющей компанией которого является юридическое лицо, в уставном капитале которого не участвуют Волгоградская область и муниципальные образования Волгоградской области.
Концепция определяет основные направления создания и развития промышленного парка.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, определено, что в долгосрочной перспективе развитие автомобильной промышленности обусловлено необходимостью наполнить отечественный транспортный комплекс современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности.
Основные проблемы отрасли:
небольшой ассортимент выпускаемой продукции и низкие инвестиции в производство;
низкий объем производства и малые производственные мощности, технологическое отставание отрасли;
отсутствие современной автокомпонентной промышленности;
низкий уровень конкуренции на рынке комплектующих из-за малого присутствия международных автопроизводителей;
низкое качество комплектующих российских поставщиков при малом масштабе производства по моделям;
отсутствие последовательной тарифной и таможенной политики;
отсутствие особой политики стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и низкий объем ее финансирования;
несовершенство нормативного правового регулирования;
низкий уровень инвестиционной привлекательности российских предприятий;
низкий кадровый потенциал и производительность труда в отрасли.
По данным, приведенным в Государственной комплексной программе развития машиностроения Российской Федерации, подготовленной Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", лидером в отрасли по выпуску продукции в Российской Федерации является автомобилестроение - на него приходится 27,4 процента совокупного выпуска. Доля химического и нефтехимического машиностроения - 6 процентов, машиностроения для легкой и пищевой промышленности - 2,4 процента, строительно-дорожного машиностроения - 2,1 процента, станкоинструментальной промышленности - 1,9 процента, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - 1,8 процента, свыше 35 процентов выпуска приходится на оборонные и другие подотрасли.
Производство автобусов демонстрирует лучшую динамику среди всех видов автомобильного транспорта. Их выпуск в Российской Федерации по итогам первого полугодия 2013 г. вырос, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 51,3 процента (до 25,1 тыс. машин). При этом выпуск отечественных моделей вырос на 40 процентов (до 19,6 тыс. автобусов), иностранных марок - на 10,5 процента (до 4,8 тыс. единиц). Однако, несмотря на активную динамику производства, объем выпуска автобусов существенно отстает от докризисного уровня.
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, отмечено, что устойчивые конкурентные позиции в Южном федеральном округе сохраняет машиностроительный комплекс. Предприятия Южного федерального округа производят почти 19 процентов от общероссийского объема тракторов, 9 процентов экскаваторов, около 7 процентов легковых автомобилей.
Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации базового сценария определяются такими факторами, как модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении, развитие кластеров транспортного машиностроения, реализация ряда инновационных проектов, в том числе определенных как приоритетные.
Машиностроительный потенциал Южного федерального округа сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях. На их долю приходится 75 процентов общего выпуска продукции машиностроения Южного федерального округа. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими и даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции. К числу основных проблем развития указанной отрасли относятся высокий износ основных фондов (50 процентов и более) и недозагрузка мощностей по ряду производств. Производительность и заработная плата в машиностроении Южного федерального округа ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Несмотря на существующие в настоящее время в отрасли проблемы, машиностроение должно стать одним из приоритетных направлений развития на территории Южного федерального округа, так как обладает значительным потенциалом для роста. Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона в указанной отрасли, являются уникальность существующих в нем машиностроительных предприятий и выпускаемых ими машин и оборудования, наличие квалифицированных кадров и достаточно высокий уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
Ростовская и Волгоградская области обладают наибольшей конкурентоспособностью для развития машиностроения.
Для успешного развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа приоритетом является реализация сценария инновационного развития, который характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции, повышению производительности труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, определено, что к числу основных механизмов реализации стратегии развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа относятся:
разработка и внедрение инвестиционных программ и проектов;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;
использование развитых финансовых инструментов, включая лизинг;
субсидирование платежей по кредитам.
В ассортиментном плане продукция машиностроительной отрасли Волгоградской области достаточно разнообразна и включает три основных направления: производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Согласно данным статистики в 2012 году в структуре машиностроительного комплекса Волгоградской области - 631 предприятие химического, нефтехимического машиностроения, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения. На протяжении ряда лет в машиностроении Волгоградской области наблюдался уверенный рост, прерванный финансовым кризисом 2008 - 2009 годов.
Индекс промышленного производства по производству транспортных средств и оборудования в 2012 году составил 137,6 процента, в 2013 году ожидается 115 процентов, в 2014 году - 125 процентов, в 2015 году - 125 процентов.
В 2012 году объем отгруженных товаров собственного производства по чистому виду деятельности составил 3790,5 млн. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 130,2 процента, индекс промышленного производства по полному кругу организаций - 107 процентов.
Среднемесячная заработная плата в 2012 году по крупным и средним организациям составила 27290 рублей (112,6 процента к соответствующему периоду 2011 года).
На территории Волгоградской области реализуется проект по строительству и развитию производства автобусов малого класса с законченным производственным циклом на территории городского округа город Волжский (срок реализации проекта - 2011 - 2015 годы), общий объем инвестиций - 650 млн. рублей, планируется создание 600 рабочих мест.
Создание промышленного парка позволит не только существенно повысить эффективность использования производственных мощностей, но и обеспечить условия для развития действующих и создания новых предприятий в области машиностроения и сопутствующих производств, привлечь в качестве резидентов как крупные компании, так и предприятия малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, определено, что конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности зависит от макроэкономической конъюнктуры, прежде всего от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений. Проблемы развития промышленных компаний обусловлены внутренними факторами: низкой инновационной активностью на уровне отдельной организации или предприятия, невысоким качеством менеджмента, а также низкими стимулами к реформированию и модернизации.
Таким образом, для минимизации имеющихся факторов как на макроэкономическом уровне, так и обусловленных внутренними причинами, необходимо создание условий для реализации имеющихся конкурентных преимуществ, а именно создание промышленных (индустриальных) парков с соответствующей инфраструктурой, а также развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий.
Основная идея Концепции предусматривает создание и развитие промышленного парка в целях повышения роста выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции путем формирования инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности и обеспечения ее функционирования, и в Волгоградской области имеются необходимые предпосылки и возможности для выполнения основной цели и задач Концепции.
Целью создания и развития промышленного парка является повышение инвестиционной привлекательности машиностроения, повышение темпов и обеспечение устойчивого экономического роста машиностроения в Волгоградской области, а также обеспечение комплексного подхода к размещению производительных сил на территории Волгоградской области.
Основные задачи функционирования промышленного парка:
повышение эффективности использования существующих производственных мощностей;
повышение доли производимой продукции с высокой добавленной стоимостью;
создание привлекательных условий для осуществления прямых инвестиций в размещение высокотехнологичных и конкурентоспособных производств;
модернизация имеющейся и создание новой инженерной инфраструктуры для всестороннего использования существующего производственного потенциала;
создание новых рабочих мест, повышение привлекательности инженерно-технических профессий, повышение квалификации руководителей промышленных предприятий и специалистов производственной сферы;
увеличение налогооблагаемой базы на территории региона;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность;
развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в промышленной сфере;
увеличение доли производимой в Волгоградской области продукции, экспортируемой за пределы региона.
Основными принципами создания промышленного парка являются:
рациональность использования научно-промышленного потенциала Волгоградской области, природных и трудовых ресурсов;
сбалансированность, комплексность социально-экономического развития Волгоградской области;
социальное партнерство в сфере труда;
сотрудничество на условиях государственно-частного партнерства.
Создание промышленного парка позволит не только существенно повысить эффективность использования существующих производственных мощностей, но и обеспечить потенциальных резидентов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, возможностью гарантированного сбыта производимой продукции. Кроме того, развитие промышленного парка позволит дополнительно создать высокопроизводительные рабочие места и обеспечить дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Волгоградской области.
Географическая локализация резидентов промышленного парка, включая научные учреждения, производственную и образовательную базу, современные производственные объекты, имеет самостоятельную ценность вследствие сокращения временных, логистических и коммуникационных затрат. При этом необходимым условием участия в промышленном парке является готовность резидентов к совместным согласованным действиям по продвижению продукции и увеличению ее реализации по сравнению с самостоятельными действиями.