ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2014 года N 22
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА "ВОЛЖСКИЙ" НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 года N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области", а также постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 года N 942 "О промышленном (индустриальном) парке "Волжский"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волжский" на территории Волгоградской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА "ВОЛЖСКИЙ" НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волжский" на территории Волгоградской области (далее именуется - Концепция) разработана во исполнение постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 года N 942 "О промышленном (индустриальном) парке "Волжский", с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 года N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области".
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают в себя промышленные и индустриальные парки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД, развитие металлургической промышленности отнесено к числу приоритетных секторов экономики региона, кроме того, названная стратегия направлена на модернизацию действующих производств, внедрение современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Законом Волгоградской области от 07 мая 2013 года N 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области" предусмотрено формирование инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности, к которой относится также создание промышленных и технологических парков.
Концепцией развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 531-п, к числу наиболее вероятных "точек роста" промышленности региона отнесено формирование кластеров и создание индустриальных парков для размещения новых производств.
Промышленный (индустриальный) парк "Волжский" на территории Волгоградской области (далее именуется - промышленный парк) имеет статус частного промышленного (индустриального) парка, управляющей компанией которого является юридическое лицо, в уставном капитале которого не участвуют Волгоградская область и муниципальные образования Волгоградской области.
Концепция определяет основные направления создания и развития промышленного парка.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, определено, что металлургическая промышленность ориентирована в первую очередь на внутренний рынок. Поэтому в среднесрочной перспективе развитие металлургической промышленности будет зависеть от развития металлопотребляющих отраслей, повышения эффективности потребления металлопродукции и спроса на продукцию высоких переделов в экономике Российской Федерации. При вступлении во Всемирную торговую организацию и снятии части ограничений по доступу российских экспортеров продукции металлургической промышленности на внешние рынки возможно наращивание объемов экспорта металлопродукции.
Для сбалансированного и устойчивого развития металлургической промышленности необходимо решить следующие ключевые проблемы:
проведение технологической модернизации предприятий металлургической промышленности и замена морально и физически устаревших производственных мощностей;
ускоренное развитие металлопотребляющих отраслей промышленности в целях стимулирования спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке;
импортозамещение;
подготовка квалифицированных кадров для металлургической промышленности.
Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 марта 2009 года N 150, определено, что металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации Российской Федерации в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Российская Федерация занимает четвертое место в мире, уступая Китаю, Японии и США, по производству стальных труб - третье место в мире, по экспорту металлопродукции - третье место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. тонн, из Китая - 52,1 млн. тонн, из Японии - 35,6 млн. тонн). Металлургия развивается в тесной увязке с отраслями-потребителями, и здесь главной тенденцией последних лет стало наращивание внутреннего спроса как за счет развития металлопотребляющих отраслей, так и перехода к производству продуктов с большей добавленной стоимостью, например трубная промышленность. В первой половине 2012 года основной вклад в прирост рынка продукции черной и цветной металлургии внесли транспортное машиностроение и производство машин и оборудования.
Трубная промышленность Российской Федерации в 2007 году занимала третье место в мире по производству стальных труб. 2011 год превысил показатели 2007 предкризисного года и стал для российских производителей труб рекордным по объему отгрузок трубной продукции, который составил 9,93 млн. тонн при рынке в 10,33 млн. тонн. При этом структура внутреннего рынка изменилась. В частности, потребление в сегменте магистрального трубопроводного транспорта возросло на 5 процентов, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве - на 2,1 процента. В топливно-энергетическом комплексе и машиностроении потребление труб сократилось соответственно на 6,2 и 0,8 процента.
По итогам 2012 года основной спрос на металлургическую продукцию на внутреннем рынке предъявлял строительный сектор, а второй по объему потребления стала трубная промышленность, на которую пришлось до 10,2 млн. тонн, или 23 процента продукции. Трубный сектор многие называют проблемным из-за сокращения производства и самых слабых перспектив развития в долгосрочном периоде - совокупный среднегодовой рост до 2020 года может составить всего 0,4 процента.
Одной из самых важных проблем отечественных металлургов в ближайшем будущем станет загрузка производственных мощностей. По прогнозам, среднемировая загрузка в 2013 году составит 75 процентов.
По мнению многих аналитиков, основным стратегическим направлением для крупнейших металлургических компаний в средне- и долгосрочной перспективе станет увеличение глубины переработки металла, повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение качества, снижение издержек за счет внедрения современных технологий низкозатратного производства и эффективного использования сырья. В дальнейшем наращивание выпуска готовой продукции низкого передела отойдет на второй план.
В 2012 году четко проявилось несколько тенденций в мировой и отечественной металлургии. Во-первых, металлургический рынок стал хорошей инвестиционной площадкой для долговременных капиталовложений. Во-вторых, происходит локализация мощностей, производства стараются расположить максимально близко к конкретным потребителям. С точки зрения рядового сортамента снижается значение "металлургических монстров". Создаются мини-, микро- и даже нанозаводы, обслуживающие рынок конкретного региона. К проектировщикам, строителям и производителям оборудования очень часто начинают обращаться компании, которые вообще не имеют опыта эксплуатации металлургического производства и управления им. Отсюда третья тенденция - реализация подобных проектов под ключ.
Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 марта 2009 года N 150, выявлена важная особенность российской металлургической промышленности - ее нацеленность на эффективное саморазвитие, и определены конкурентные преимущества отрасли:
высокоразвитая рудно-сырьевая база по большинству металлов;
чрезвычайно большой и разнообразный объем основных фондов предприятий;
развитая инфраструктура большинства предприятий, включающая объекты электроэнергетики и транспорта;
достаточно высокий технико-технологический уровень производства большинства металлов в целом, превосходящий в ряде случаев лучшие зарубежные аналоги;
наличие крупного банка разработанных и готовых к внедрению технологий мирового уровня (следует отметить высокий и получивший мировое признание уровень научных школ, созданных в ряде институтов);
тесные кооперационные связи предприятий в основном в рамках горизонтально и вертикально интегрированных структур;
высококвалифицированные кадры работников предприятий (включая менеджеров высшего звена) и работников научной сферы;
значительные финансовые ресурсы предприятий, накопленные в результате успешной реализации металлопродукции на внутреннем и внешнем рынках.
Имеющийся производственно-технический потенциал металлургической промышленности, ее кадры и инвестиционные возможности способны обеспечить инновационное обновление и повысить конкурентоспособность продукции и производств в период до 2020 года.
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, отмечено, что металлургический комплекс Южного федерального округа представлен предприятиями черной металлургии, большинство из которых размещены в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. Совокупный объем выпуска металлургической продукции Южного федерального округа составляет около 5 процентов общероссийского объема. Заметное место в металлургической промышленности Южного федерального округа занимает трубное производство, на долю которого в некоторые годы приходилось 25 - 30 процентов общероссийского объема.
Основные системообразующие предприятия металлургической отрасли Южного федерального округа, расположенные в Волгоградской и Ростовской областях, специализируются на производстве бесшовных труб для нефтегазовой, химической, нефтехимической промышленности, автомобилестроения, машиностроения и теплоэнергетики, а также электросварных труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных газо- и нефтепроводов.
В числе регионов Южного федерального округа, обладающих наибольшими возможностями для развития металлургической промышленности, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года отмечена Волгоградская область, где сосредоточено большинство активов металлургических предприятий, накоплен большой опыт металлургического производства, имеется доступ к сырью, приемлемый уровень энергетической и транспортной инфраструктуры для развития отрасли, а также квалифицированная рабочая сила.
Для успешного развития металлургического комплекса Южного федерального округа приоритетом является реализация сценария инновационного развития, который характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции (в том числе калибровки, лент, метизов), повышению производительности труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Металлургическая промышленность Волгоградской области, согласно данным статистики, в 2012 году занимает по производству стальных труб третье место, по выплавке стали - девятое место, по прокату готовому черных металлов - четырнадцатое место в общероссийском выпуске продукции.
Основные показатели металлургической отрасли Волгоградской области представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя по годам | |
2011 год | 2012 год | ||
1 | 2 | 3 | |
1. | Число действующих предприятий металлургической отрасли (единиц) | 506 | 507 |
2. | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (млрд. рублей) | 100,97 | 93,9 |
3. | Доля в общем объеме отгруженной продукции по Волгоградской области (процентов) | 23,7 | 19,5 |
4. | Индекс промышленного производства (процентов к предыдущему периоду) | 118,9 | 96,1 |
Финансовые показатели металлургической отрасли Волгоградской области представлены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя по годам | Динамика показателей (процентов в 2012 году к 2011 году) | |
2012 год (млн. рублей) | 2011 год (млн. рублей) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Сальдированный финансовый результат до налогообложения | 3072,1 | 3310,6 | 92,8 |
2. | Прибыль до налогообложения | 4735,4 | 3722,6 | 127,2 |
3. | Убыток до налогообложения | 1663,3 | 411,9 | 400,0 |
Металлургическая промышленность Волгоградской области представляет из себя комплекс предприятий по производству стали, сортового горячекатаного и кованого проката, горячекатаного листового проката, стальных отливок, труб стальных электросварных, бесшовных горячекатаных, нарезных, холоднодеформированных, канатов, ферросплавов, алюминия, алюминиевых порошков, полуфабрикатов для переката, по переработке лома, метизной продукции и так далее. Металлургические предприятия Волгоградской области производят уникальную продукцию - трубы большого диаметра, специальные стали, заготовки (поковки, отливки) и изделия для военно-промышленного комплекса. В настоящее время в Волгоградской области действует свыше 500 предприятий данной отрасли.
На территории города Волжского действуют крупнейшие предприятия металлургической промышленности, производящие трубную продукцию.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, определено, что конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности зависит от макроэкономической конъюнктуры и прежде всего от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений.
Таким образом, для минимизации имеющихся факторов как на макроэкономическом уровне, так и обусловленных внутренними причинами необходимо создание условий для реализации имеющихся конкурентных преимуществ, а именно создание промышленных парков с соответствующей инфраструктурой, а также развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий.
Основная идея Концепции предусматривает создание и развитие промышленного парка в целях повышения роста выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью путем формирования инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности и обеспечения ее функционирования, и в Волгоградской области имеются все необходимые предпосылки и возможности для выполнения основной цели и задач Концепции.