Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 октября 2012 года N 408-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 ноября 2018 года на основании Постановления Правительства РК от 14.11.2018 N 489.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 23.07.2014 N 294, распоряжения Правительства Республики Коми от 02.02.2016 N 32-р)


В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду:

1. Утвердить Концепцию по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Рекомендовать государственным органам Республики Коми, органам местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми при проведении мероприятий по обращению с отходами производства и потребления руководствоваться Концепцией.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам обращения с отходами производства и потребления в Республике Коми.

(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 02.02.2016 N 32-р)


Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР






Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 16 октября 2012 года N 408-р
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 23.07.2014 N 294, распоряжения Правительства Республики Коми от 02.02.2016 N 32-р)


 1. Общие положения


Концепция по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми (далее соответственно - Концепция, отходы) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные направления в деятельности по обеспечению минимизации негативного воздействия отходов на окружающую среду и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот.

Концепция основана на:

Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации и Республики Коми в области обращения с отходами;

Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45;

Схеме размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 14 февраля 2008 года N 39-р.

Программные мероприятия Концепции направлены:

на создание комплексной системы управления в области обращения с отходами в Республике Коми с учетом существующей и создаваемой инфраструктуры в области обращения с отходами;

на создание эффективной системы управления в области обращения с отходами;

внедрение современных экологоориентированных технологий в области обращения с отходами;

на максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот;

на создание муниципальных и межмуниципальных объектов сбора, использования, обезвреживания отходов;

на минимизацию количества объектов размещения отходов;

на создание условий для привлечения частных инвесторов.

На основе Концепции определен поэтапный перечень программных мероприятий на 2012 г. (первоочередные), на период до 2015 г. и с перспективой до 2020 г., обеспечивающих минимизацию негативного воздействия отходов на окружающую среду и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот.


 2. Анализ системы обращения с отходами в Республике Коми


Среди особенностей Республики Коми необходимо отметить:

резко континентальный климат с холодной зимой и жарким летом;

низкая плотность населения - 2,1 чел. на 1 кв.км;

в населенных пунктах с численностью населения более 5 тыс. проживает 91% населения республики, причем 61% населения проживает в городских округах - Сыктывкар, Воркута, Усинск, Ухта, Инта;

наличие населенных пунктов, имеющих автомобильное сообщение только в зимний период (зимники);

наличие населенных пунктов с локальным проживанием коренных малочисленных народов;

основу республиканской экономики составляет добывающая промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти и газа и имеющая сырьевую направленность.


2.1. Современная ситуация в области обращения с отходами


Обращение с отходами - один из наиболее проблемных и нерешенных вопросов в области охраны окружающей среды в Республике Коми, которому в последние годы стало уделяться пристальное внимание на всех уровнях власти.

По официальным данным, в республике ежегодно образуется 6500 - 8500 тыс. т отходов. В общем объеме образовавшихся отходов преобладают отходы V класса опасности (89%), основной вклад в образование которых вносят предприятия по добыче полезных ископаемых (77,6%), обрабатывающие предприятия (14,5%) и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (3,8%). Основными отраслями промышленности, к которым относятся указанные предприятия, являются угледобывающая и деревообрабатывающая отрасли.

Использование и обезвреживание отходов составил 4,8 - 23,7% общей массы образованных отходов (за период 2005 - 2010 гг.). Использование и обезвреживание отходов на территории Республики Коми осуществляется как предприятиями-производителями отходов, так и специализированными организациями.

На территории Республики Коми функционируют предприятия, хозяйственная деятельность которых тем или иным образом связана с использованием, обезвреживанием (переработкой) отходов производства и потребления. К ним относятся ООО СПАСФ "Природа" (переработка жидких и твердых нефтесодержащих отходов, образующихся в результате деятельности крупных предприятий), ООО "Шротт" (сбор вторичных ресурсов), ООО "ВЕЛДАС-ЭМ" (обезвреживание люминесцентных ламп и других ртутьсодержащих отходов, свинцовых аккумуляторов, отработанных синтетических и минеральных масел и др. отходов), ООО "Фасад-плюс" (сбор и переработка отходов полиэтилена, полипропилена), ОАО "Комитекс" (сбор и использование ПЭТФ-бутылок в производстве полиэфирного волокна) и другие.

Некоторые предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории республики, передают отходы переработчикам, находящимся на территориях сопредельных регионов, например, ОАО "Куприт", ОАО "Эликон" (Кировская область).

Большая часть отходов направляется в места хранения и захоронения. В местах санкционированного размещения отходов, находящихся на балансе предприятий и организаций, в 2010 г. размещено 5,331 млн. т отходов производства и потребления.

Низкая доля утилизации отходов приводит к увеличению объемов накопления отходов на объектах их размещения. По состоянию на конец 2010 г. в республике накоплено 112,459 млн. т отходов.

В результате проведенной в 2011 г. инвентаризации на территории Республики Коми выявлен 605 объект размещения отходов производства и потребления, в том числе 328 объектов размещения коммунальных отходов, из которых только 5% функционируют с соблюдением природоохранных требований (приложение 1. Сведения о наиболее проблемных (с высоким риском воздействия на окружающую среду) объектах размещения коммунальных отходов. Из 233 объектов размещения промышленных отходов только 11 соответствуют требованиям природоохранного законодательства: разработаны проекты, выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы, имеются системы защиты, проводится мониторинг состояния окружающей среды в районе размещения объекта (приложение 2. Сведения о наиболее проблемных (с высоким риском воздействия на окружающую среду) объектах размещения промышленных отходов).

Сложная ситуация обстоит с объектами размещения твердых бытовых отходов, находящимися на балансе органов местного самоуправления: 26 объектов размещения отходов закрыты по решениям судов. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием необходимых средств у местных бюджетов на решение проблем в области обращения с отходами.

Помимо проблем обращения с твердыми бытовыми отходами и промышленными отходами остро стоит вопрос безопасного обращения с медицинскими и биологическими отходами.

Отсутствие достаточных ресурсов для организации централизованной системы управления и технической базы сбора, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения медицинских отходов препятствует минимизации их негативного воздействия на окружающую среду.

Экспертная оценка образования ряда видов отходов показала, что действующая система учета не позволяет дать полную картину по обращению с отходами, поскольку она базируется в основном на сведениях крупных хозяйствующих субъектов, которые контролируются органами федерального государственного экологического контроля. В 2010 г. были учтены отходы лишь 173 предприятий. В то же время, по данным федерального государственного статистического наблюдения, на территории республики по состоянию на 1 января 2011 г. ведут свою деятельность 21357 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых сопровождается образованием отходов. Наличие многочисленных организаций, не охваченных системой учета, приводит к росту негативного воздействия отходов на окружающую среду.

Принимая во внимание сложившиеся тенденции в образовании и размещении отходов, распределение источников образования отходов по территории республики, результаты экспертной оценки массы образования отходов, определены виды отходов, требующие системного подхода к их управлению со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Коми. К ним относятся:

отходы из жилищ и аналогичные им отходы;

отходы строительства и сноса;

осадки очистных сооружений и биологических очистных сооружений;

золошлаковые отходы ТЭЦ и котельных;

отходы эксплуатации автотранспортных средств;

отходы сложного оборудования и техники;

отходы нефтегазового комплекса;

отходы угольной промышленности;

отходы лесопромышленного комплекса;

отходы агропромышленного комплекса;

ртутьсодержащие отходы;

медицинские отходы;

биологические отходы.


2.2. Существующая система управления отходами на территории Республики Коми


В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми управление в области обращения с отходами на территории Республики Коми осуществляется:

территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

законодательными и исполнительными органами государственной власти Республики Коми;

органами местного самоуправления.

Полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определяются законодательством Российской Федерации, положениями о данных органах.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми в пределах своих полномочий с 2009 г. осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 августа 2011 года N 699. В период с 2005 по 2008 гг. полномочия по осуществлению данного вида контроля находились в ведении Печорского межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Управление Росприроднадзора по Республике Коми в рамках своих полномочий:

участвует в ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

участвует в ведении государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности;

осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

выдает лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Республики Коми один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 02.02.2016 N 32-р)

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по Республике Коми) в рамках своих полномочий:

осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления;

осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»