____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Коми от 29.12.2021 N 671, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 15 декабря 2017 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 21.05.2010 N 151, распоряжения Правительства Республики Коми от 15.12.2017 N 570-р)
В целях обеспечения рационального размещения производительных сил на территории Республики Коми, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года:
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 15.12.2017 N 570-р)
1. Одобрить схему размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Схема) согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Республики Коми руководствоваться Схемой при разработке государственных программ Республики Коми, планов мероприятий.
(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 15.12.2017 N 570-р)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Схемой при разработке документов стратегического характера, муниципальных программ экономического и социального развития, планов мероприятий по реализации программ экономического и социального развития, а также при разработке документов территориального планирования.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в сфере реализации проектов создания инвестиционной, производственной и инновационной инфраструктуры.
(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 15.12.2017 N 570-р)
Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ
СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 15.12.2017 N 570-р)
Схема размещения и развития производительных сил в Республике Коми (далее - Схема) представляет собой прогноз развития Республики Коми, основанный на совершенствовании структуры производства и потребления, углубления специализации, повышения комплексности развития экономики и социальной сферы на основе более эффективного использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации региональных и межрегиональных связей.
Схема является исходной базой для разработки региональных программ и ориентиром при формировании договорных отношений республики с федеральным центром, субъектами Российской Федерации и организациями. Ее материалы - основа для разработки документов территориального планирования.
Схема направлена на диверсификацию и обеспечение структурных сдвигов в экономике Республики Коми в пользу обрабатывающих отраслей.
Разработка Схемы представляет собой сложный поэтапный процесс, направленный на достижение скоординированных параметров долгосрочного развития и размещения производительных сил. В процессе разработки Схемы проанализировано современное состояние размещения и развития производительных сил Республики Коми, проведена оценка социальной, экологической и экономической эффективности развития Республики Коми; разработана стратегия комплексного развития и размещения производительных сил Республики Коми, сделан расчет экономических, финансовых и социальных последствий ее реализации.
1.1. Общая характеристика
Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации в пределах Печорской низменности и Мезенско-Вычегодской равнины, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал). Республика Коми на западе граничит с Архангельской областью, на северо-западе и севере - с Ненецким автономным округом, на востоке - с Ямало-Ненецким автономным округом и Ханты-Мансийским автономным округом - Югра, на юго-востоке - со Свердловской областью, на юге - с Пермским краем, на юго-западе - с Кировской областью. Общая длина границ республики составляет 4415 км. Расстояние от столицы России города Москвы до столицы Коми города Сыктывкара 1410 км.
Территория Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв.км. Наибольшая протяженность - с юго-запада на северо-восток - 1275 км, с севера на юг - 785 км, с запада на восток - 695 км. Значительная часть территории представляет собой холмистую равнину. По восточной границе проходят Уральские горы, с севера-запада на юго-восток республику пересекает Тиманский кряж. Между Уралом и Тиманом располагается Печорская низменность, на западе - Мезенско-Вычегодская равнина. Распределение земельного фонда Республики Коми по категориям земель: земли лесного фонда - 86,1 процента, земли особо охраняемых природных территорий - 6,3 процента, земли сельскохозяйственного назначения - 4,5 процента, земли запаса - 1,6 процента, земли промышленности и иного специального назначения - 0,7 процента, земли населенных пунктов - 0,5 процента, земли водного фонда - 0,3 процента.
Климат. Расположение в субарктическом (на крайнем севере и северо-востоке Российской Федерации) и умеренном климатических поясах обуславливает климат с продолжительной, довольно суровой зимой и коротким, сравнительно прохладным летом. Средняя температура в Республике Коми в январе - от минус 14 градусов на юге и до минус 23 градусов на северо-востоке, в июле - от плюс 19 градусов на юге и до плюс 12 градусов на северо-востоке. Территория Республики Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание выпадающих на ее поверхность атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологического строения определили повышенную заболоченность территории и развитую гидрографическую сеть.
Население. Республика Коми многонациональна - здесь проживает чуть менее 1,0 млн. человек, составляющих более 100 наций и народностей. По национальному составу преобладают русские (59,6 процента) и коми (25,2 процента). Средний возраст населения - 35 лет. 75,5 процента населения республики проживает в городах, 24,5 процента - жители села.
1.2. Основные итоги социально-экономического развития республики за 2001 - 2006 годы
Главным итогом социально-экономического развития Республики Коми в 2001 - 2006 годах стало существенное улучшение макроэкономического климата и социальной обстановки.
Сложились достаточно устойчивые позитивные тенденции, в их числе:
рост производства по большинству видов промышленной продукции, в том числе топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов;
устойчивый рост рейтингов инвестиционной привлекательности Республики Коми, международных и национальных рейтингов кредитоспособности;
рост инвестиционного потенциала Республики Коми:
увеличение объемов инвестиций в основной капитал организаций, в том числе иностранных инвестиций;
стабилизация финансового положения организаций: снижение объемов взаимных неплатежей, повышение прибыльности работы организаций, снижение задолженности организаций в бюджеты всех уровней, задолженности по платежам, связанным с социальным, медицинским и пенсионным страхованием, задолженности по заработной плате работникам организаций;
стабилизация бюджетной системы республики: значительный рост налоговых поступлений в бюджетную систему Республики Коми, сокращение задолженности по налоговым платежам, снижение объема государственного долга Республики Коми и расходов по его обслуживанию, обеспечение своевременного финансирования бюджетных расходов, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, социальных пособий и компенсаций населению;
увеличение объемов строительных работ, активизация жилищного строительства, расширение сферы действия системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
значительный рост транспортных услуг (прежде всего, трубопроводного транспорта) и услуг связи, сферы торговли и общественного питания;
укрепление и рост активности банковского сектора в инвестировании финансовых ресурсов на развитие экономики Республики Коми;
динамичный рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы работников организаций, снижение доли численности малоимущего населения с доходами ниже прожиточного минимума;
повышение уровня занятости населения и снижение уровня безработицы в целом по республике, положительная динамика в развитии малого предпринимательства.
Наряду с позитивными итогами остаются сложные проблемы долговременного характера.
Основные из них:
высокий уровень износа основных фондов в экономике;
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры;
низкая доля обрабатывающего сектора в структуре промышленного производства;
ухудшение состояния сырьевой базы углеводородного сырья;
ограниченность рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, энергетического угля;
несоответствие подготовки профессиональных кадров реальным потребностям экономики;
относительно высокий уровень безработицы и медленные темпы снижения масштабов бедности в сельской местности.
Динамика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Коми за 2001 - 2006 годы приводится в приложении 3 к Схеме развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года.
Схема разработана с целью получения сбалансированного прогноза развития республики, нацеленного на наиболее полное решение ее социально-экономических и экологических проблем путем совершенствования структуры производства и потребления, рационального размещения производительных сил на основе более эффективного использования природно-ресурсного и производственного потенциала.
Основные задачи Схемы:
выявить социально-экономические тенденции на прогнозируемый период, инвестиционно привлекательные секторы экономики Республики Коми;
выявить "точки роста" - опорные территории роста экономики и качества жизни населения (территории активной градостроительной деятельности, в том числе - зоны планируемого размещения объектов капитального строительства республиканского значения), в целях создания на этих территориях жилой, производственной и рекреационной среды, соответствующей современным стандартам;
определить направления совершенствования структуры сложившегося хозяйственного комплекса и его территориальной организации;