(с изменениями на 5 апреля 2021 года)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 21.02.2014 N 111, от 21.05.2014 N 424, от 14.07.2014 N 593, от 27.10.2014 N 957, от 22.12.2014 N 1169, от 27.04.2015 N 360, от 01.06.2015 N 465, от 31.08.2015 N 725, от 05.10.2015 N 821, от 02.11.2015 N 919, от 14.12.2015 N 1107, от 25.01.2016 N 63, от 14.03.2016 N 224, от 29.06.2016 N 565, от 13.09.2016 N 828, от 19.12.2016 N 1164, от 26.12.2016 N 1200, от 06.02.2017 N 107, от 27.03.2017 N 286, от 29.05.2017 N 469, от 14.08.2017 N 728, от 28.08.2017 N 782, от 27.11.2017 N 1049, от 29.01.2018 N 73, от 29.01.2018 N 74, от 02.04.2018 N 287, от 21.05.2018 N 435, от 27.08.2018 N 780, от 10.12.2018 N 1108, от 04.02.2019 N 93, от 11.02.2019 N 120, от 11.03.2019 N 242, от 08.04.2019 N 348, от 29.04.2019 N 418, от 07.10.2019 N 914, от 16.12.2019 N 1215, от 16.12.2019 N 1233, от 06.04.2020 N 365, от 01.06.2020 N 641, от 13.07.2020 N 793, от 27.07.2020 N 869, от 10.08.2020 N 930, от 24.08.2020 N 1022, от 15.02.2021 N 142, от 09.03.2021 N 248, от 05.04.2021 N 378)
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2020 годы".
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.03.2017 N 286)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 21.02.2014 N 111, от 21.05.2014 N 424, от 14.07.2014 N 593, от 27.10.2014 N 957, от 22.12.2014 N 1169, от 27.04.2015 N 360, от 01.06.2015 N 465, от 31.08.2015 N 725, от 05.10.2015 N 821, от 02.11.2015 N 919, от 14.12.2015 N 1107, от 25.01.2016 N 63, от 14.03.2016 N 224, от 29.06.2016 N 565, от 13.09.2016 N 828, от 19.12.2016 N 1164, от 26.12.2016 N 1200, от 06.02.2017 N 107, от 27.03.2017 N 286, от 29.05.2017 N 469, от 14.08.2017 N 728, от 28.08.2017 N 782, от 27.11.2017 N 1049, от 29.01.2018 N 73, от 29.01.2018 N 74, от 02.04.2018 N 287, от 21.05.2018 N 435, от 27.08.2018 N 780, от 10.12.2018 N 1108, от 04.02.2019 N 93, от 11.02.2019 N 120, от 11.03.2019 N 242, от 08.04.2019 N 348, от 29.04.2019 N 418, от 07.10.2019 N 914, от 16.12.2019 N 1215, от 16.12.2019 N 1233, от 06.04.2020 N 365, от 01.06.2020 N 641, от 13.07.2020 N 793, от 27.07.2020 N 869, от 10.08.2020 N 930, от 24.08.2020 N 1022, от 15.02.2021 N 142, от 09.03.2021 N 248, от 05.04.2021 N 378)
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.03.2017 N 286)
Ответственный исполнитель государственной программы | - Департамент труда и занятости населения области |
Исполнители государственной программы | - департамент здравоохранения области; Департамент строительства области, Департамент образования области; Департамент культуры и туризма области |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 14.08.2017 N 728, от 07.10.2019 N 914) | |
Подпрограммы государственной программы | - подпрограмма "Содействие занятости населения"; подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда"; подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014 - 2020 годы"; подпрограмма "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в 2015 году"; подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов"; подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в 2017 - 2020 годах"; подпрограмма "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве" |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 14.08.2017 N 728) | |
Цель государственной программы | - создание условий развития эффективного рынка труда и обеспечение государственных гарантий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и защиту от безработицы |
Задачи государственной программы | - формирование сбалансированного регионального рынка труда; содействие в реализации прав граждан в области труда; обеспечение деятельности Департамента труда и занятости населения области как ответственного исполнителя государственной программы |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | - численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднем за год); уровень регистрируемой безработицы; удельная численность пострадавших от несчастных случаев на производстве на 1 тысячу работающих; доля мероприятий, выполненных в соответствии с планами деятельности Департамента труда и занятости населения области на год; абзац исключен. - Постановление Правительства Вологодской области от 16.12.2019 N 1215; доля граждан, получающих пособие по безработице, от числа граждан, признанных в установленном законодательством порядке безработными; абзац исключен. - Постановление Правительства Вологодской области от 29.04.2019 N 418; уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 27.11.2017 N 1049, от 29.04.2019 N 418, от 16.12.2019 N 1215) | |
Сроки реализации государственной программы | - 2014 - 2020 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета | Общий объем финансового обеспечения - 6528982.5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 643765.9 тыс. рублей; 2015 год - 678135.6 тыс. рублей; 2016 год - 688322.7 тыс. рублей; 2017 год - 647925.6 тыс. рублей; 2018 год - 569949.8 тыс. рублей; 2019 год - 839590.6 тыс. рублей; 2020 год - 2461292.3 тыс. рублей. Объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 6528930.5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 643765.9 тыс. рублей; 2015 год - 678135.6 тыс. рублей; 2016 год - 688322.7 тыс. рублей; 2017 год - 647925.6 тыс. рублей; 2018 год - 569949.8 тыс. рублей; 2019 год - 839590.6 тыс. рублей; 2020 год - 2461240.3 тыс. рублей, из них: за счет собственных доходов областного бюджета - 1361108.4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 182182.7 тыс. рублей; 2015 год - 182136.4 тыс. рублей; 2016 год - 171791.2 тыс. рублей; 2017 год - 159638.1 тыс. рублей; 2018 год - 187766.0 тыс. рублей; 2019 год - 210722.8 тыс. рублей; 2020 год - 266871.2 тыс. рублей; за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета в форме субвенций и субсидий, иных межбюджетных трансфертов - 5167822.1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 461583.2 тыс. рублей; 2015 год - 495999.2 тыс. рублей; 2016 год - 516531.5 тыс. рублей; 2017 год - 488287.5 тыс. рублей; 2018 год - 382183.8 тыс. рублей; 2019 год - 628867.8 тыс. рублей; 2020 год - 2194369.1 тыс. рублей. Общий объем налоговых расходов за счет средств областного бюджета - 52.0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2020 год - 52.0 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 27.07.2020 N 869, от 10.08.2020 N 930, от 15.02.2021 N 142) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - за период с 2014 по 2020 годы планируется достижение следующих результатов: не допустить рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднем за год), более 8.0 тыс. человек к 2020 году; удержать уровень регистрируемой безработицы на уровне 1.2% к 2020 году; снизить удельную численность пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2020 году до 1.2 чел. на 1 тыс. работающих с 2.28 в 2012 году; абзац исключен. - Постановление Правительства Вологодской области от 16.12.2019 N 1215; достичь доли граждан, получающих пособие по безработице, не менее 80% от числа граждан, признанных в установленном законодательством порядке безработными; абзацы седьмой - одиннадцатый исключены. - Постановление Правительства Вологодской области от 29.04.2019 N 418; обеспечить выполнение целей, задач и показателей государственной программы в рамках подпрограмм и основных мероприятий; достичь уровня безработицы, рассчитанного по методологии МОТ, в 2020 году до 5.2% |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 29.05.2017 N 469, от 27.11.2017 N 1049, от 27.08.2018 N 780, от 04.02.2019 N 93, от 11.02.2019 N 120, от 29.04.2019 N 418, от 07.10.2019 N 914, от 16.12.2019 N 1215, от 10.08.2020 N 930, от 15.02.2021 N 142) |
Вологодская область является одним из основных промышленных регионов Северо-Западного федерального округа. Здесь расположены крупные предприятия черной металлургии, химической промышленности, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности и сельского хозяйства, для эффективного функционирования которых требуется наличие необходимого количества трудовых ресурсов.
По данным переписи населения 2002 года и 2010 года, Вологодская область вошла в число 62 субъектов Российской Федерации, в которых произошло снижение численности населения.
За период после переписи 2002 года общая численность населения области уменьшилась на 5.3%, тогда как в целом по Российской Федерации - на 1.6%. В межпереписном периоде естественная убыль составляла 0.66% от общей численности населения ежегодно.
По данным Росстата, в 2012 году численность трудоспособного населения области составила 721 тыс. человек, по прогнозам к 2015 году составит 693 тыс. человек. Доля трудоспособных в общей структуре населения снизится с 60.1% (на 1 января 2012 года) до 57.9% к началу 2015 года. Снижение численности трудоспособного населения будет увеличивать кадровый дефицит у работодателей области.
Миграция населения из села в город приобрела устойчивый характер и значительные масштабы. Развитие промышленного производства, сосредоточенного в городах, более высокий уровень оплаты труда, лучшие условия жизни в городе и стремление молодежи к приобретению профессиональных знаний и навыков обуславливают отток населения из сельской местности. Миграционная убыль сельского населения происходит в большинстве районов области.
Объемы утверждаемой квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Вологодской области с 2009 года снижаются. Использование труда иностранных работников на территории области регулируется ежегодным формированием и утверждением квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу с учетом соблюдения принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, а также текущей и прогнозируемой ситуации на региональном рынке труда.
На протяжении трех последних лет количество иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию региона, составляет не более 1% от трудоспособного населения региона.
В 2009 - 2012 годах в результате принятых Правительством области антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, не допустить неконтролируемого роста численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, добиться снижения напряженности на рынке труда, уменьшения объемов неполной занятости и обеспечения государственных гарантий гражданам, уволенным в порядке массового высвобождения.
По результатам выборочных обследований за 2012 год:
численность экономически активного населения области составила 640.3 тыс. человек, что меньше на 4.3 тыс. человек по сравнению с 2011 годом;
численность занятых в экономике составила 603.3 тыс. человек, что больше на 5.8 тыс. человек по сравнению с 2011 годом;
численность граждан, которые не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные), составила 37.0 тыс. человек, что на 10.1 тыс. человек меньше, чем в 2011 году;
уровень безработицы составил 5.8% (7.3% - в 2011 году).
В 2012 году для обеспечения эффективной занятости граждан государственной службой занятости населения был организован мониторинг состояния рынка труда, реализованы мероприятия активной политики занятости населения. В рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации организована и обеспечена в полном объеме социальная поддержка граждан.
В 2012 году за получением государственных услуг в сфере занятости населения обратилось 142.2 тыс. человек (в 2011 году - 199.7 тыс. человек), из которых 39.5 тыс. человек - за содействием в поиске подходящей работы (в 2011 году - 50.6 тыс. человек).
При содействии органов службы занятости трудоустроены 20.4 тыс. человек, или 51.8% от общей численности обратившихся за содействием в поиске работы (в 2011 году - 28.6 тыс. человек, или 56.4% соответственно).
Несмотря на стабильное текущее состояние рынка труда области, в период до 2018 года сохранятся проблемы, существенно влияющие на рынок труда области:
снижение численности трудовых ресурсов области;
низкий уровень оплаты труда, особенно в бюджетной сфере;
количественное и качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и ее предложения по видам экономической деятельности области;
сохранение тенденции превышения предложения над спросом на локальных рынках труда (за исключением городов Вологды и Череповца) по причинам несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения и недостатка рабочих мест в муниципальных районах, особенно в сельской местности;
дисбаланс объемов и профилей обучения в профессиональных образовательных организациях и потребностей рынка труда в рабочей силе, нежелание населения получать рабочие профессии в силу низкой престижности рабочего труда;
отсутствие эффективной трудовой миграции как внутренней, так и внешней, в том числе низкая трудовая мобильность населения области;
угроза увольнения сотрудников, работающих на условиях неполной занятости.
Основной проблемой в сфере трудовых отношений Вологодской области является увеличение тяжести несчастных случаев на производстве.
Основные причины несчастных случаев на производстве за последние пять лет остаются неизменными: это отсутствие реальной картины состояния условий труда на рабочих местах своих работников по причине непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, низкий уровень компетенции руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
Сильными сторонами существующей системы регулирования рынка труда и государственной службы занятости населения, позволяющими реализовывать программы содействия занятости населения, обеспечивать и сохранять стабильность на областном рынке труда, а также содействовать эффективной деятельности хозяйствующих субъектов области и обеспечивать экономику области необходимой рабочей силой, являются:
наличие развитой централизованной системы регулирования рынка труда и содействия занятости населения - Департамент труда и занятости населения области и казенные учреждения - центры занятости населения во всех районах и городских округах;
реализация областных программ содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда;